Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений

Разница между фэнтези в 19 и 21 веках

  • 30.01.2023 15:44
Современные книги в жанре фантастики, фэнтези, мистики и хоррора довольно жесткие. Авторы не церемонятся с читателями. Они воплощают на страницах свои кошмары, погружают публику в настоящий ужас, натравливают на библиофилов злых духов, окутывают их черным колдовством. Двойными стандартами в рамках этих литературных направлений никого не удивишь. Скорее удивляет отсутствие таковых. Подчас добро и зло так перемешиваются, что одно перестает отличаться от другого. Человек в процессе знакомства с книгой должен забыть обо всем, чему его учили, принять как данность тот факт, что в мире фантазий все может быть немного иначе и даже совсем наоборот. Такие произведения являются прекрасным инструментом отреагирования, потому что на фоне проблем героев свои начинают казаться маленькими и какими-то незначительными.

Но когда-то, когда сверхъестественное только начинало проникать в литературу, все было иначе. Деление на добро и зло было четким. А финалы делались либо поучительными, либо идеальными. Ну в точности как в сказках, только для взрослых! Смотрите сами. В 1825 году Антоний Погорельский написал повесть «Лафертовская маковница». Так как на страницах была чертовщинка, а между строк притаилась тьма, подразумевалось, что детей от книги надо держать подальше, а вот пощекотать нервы их мамам и папам в свободное от досужих дел и светских развлечений время очень даже можно. Это казалось пикантным, необычным, свежим.

И правда, нечасто в те времена можно было встретить повесть о том, как бедное семейство обращается за помощью к наделенной особыми дарованиями родственнице, чтобы та приворожила бесприданнице хорошего жениха. Все, что требовалось от девицы, — это следовать простым инструкциям, не особенно над ними задумываясь. Но внезапно в ситуацию вмешалась любовь, и пришлось делать непростой, в том числе и морально-этический выбор. Эта необходимость была тем очевиднее, чем больше от действий лафертовской маковницы разило настоящей жутью.

В книге присутствовала вся классическая атрибутика темной магии. Даже черный кот — и тот появился по расписанию. Не многие современные писатели, осознавая степень пресыщенности читателя, решатся на столь огромное количество архетипов в не таком уж длинном литературном произведении. Но ни Антония Погорельского, ни его аудиторию такие мелочи не смущали. Они наслаждались адреналином.

Так вот, эта книга, которая когда-то предназначалась взрослым и вызывала у них мурашки, сегодня считается подростковой. Люди постарше привыкли к большему количеству жесткости, жестокости, пикантности, откровенности. Их нервы не так-то легко пощекотать. А уж мурашки... Для этого нужно что-то большее, чем черный кот и ведьма с окраины. Но главное, что интерес к произведению сохранился, несмотря ни на что. Школьники с удовольствием его читают.

А если кто-то пока не знаком с историей Антония Погорельского, то может легко это исправить. Она есть на страницах сборника из серии «Классное чтение», который называется «Лафертовская маковница / Облака твоей Вселенной». Помимо классической повести, в него вошло новое фэнтези Марьям Авериной-Каюмовой о ребенке, из-за череды несчастных случайностей выросшем на другой планете и теперь желающем найти свои корни, чтобы понять себя.

Разница между фэнтези в 19 и 21 веках

  • 30.01.2023 15:44
Современные книги в жанре фантастики, фэнтези, мистики и хоррора довольно жесткие. Авторы не церемонятся с читателями. Они воплощают на страницах свои кошмары, погружают публику в настоящий ужас, натравливают на библиофилов злых духов, окутывают их черным колдовством. Двойными стандартами в рамках этих литературных направлений никого не удивишь. Скорее удивляет отсутствие таковых. Подчас добро и зло так перемешиваются, что одно перестает отличаться от другого. Человек в процессе знакомства с книгой должен забыть обо всем, чему его учили, принять как данность тот факт, что в мире фантазий все может быть немного иначе и даже совсем наоборот. Такие произведения являются прекрасным инструментом отреагирования, потому что на фоне проблем героев свои начинают казаться маленькими и какими-то незначительными.

Но когда-то, когда сверхъестественное только начинало проникать в литературу, все было иначе. Деление на добро и зло было четким. А финалы делались либо поучительными, либо идеальными. Ну в точности как в сказках, только для взрослых! Смотрите сами. В 1825 году Антоний Погорельский написал повесть «Лафертовская маковница». Так как на страницах была чертовщинка, а между строк притаилась тьма, подразумевалось, что детей от книги надо держать подальше, а вот пощекотать нервы их мамам и папам в свободное от досужих дел и светских развлечений время очень даже можно. Это казалось пикантным, необычным, свежим.

И правда, нечасто в те времена можно было встретить повесть о том, как бедное семейство обращается за помощью к наделенной особыми дарованиями родственнице, чтобы та приворожила бесприданнице хорошего жениха. Все, что требовалось от девицы, — это следовать простым инструкциям, не особенно над ними задумываясь. Но внезапно в ситуацию вмешалась любовь, и пришлось делать непростой, в том числе и морально-этический выбор. Эта необходимость была тем очевиднее, чем больше от действий лафертовской маковницы разило настоящей жутью.

В книге присутствовала вся классическая атрибутика темной магии. Даже черный кот — и тот появился по расписанию. Не многие современные писатели, осознавая степень пресыщенности читателя, решатся на столь огромное количество архетипов в не таком уж длинном литературном произведении. Но ни Антония Погорельского, ни его аудиторию такие мелочи не смущали. Они наслаждались адреналином.

Так вот, эта книга, которая когда-то предназначалась взрослым и вызывала у них мурашки, сегодня считается подростковой. Люди постарше привыкли к большему количеству жесткости, жестокости, пикантности, откровенности. Их нервы не так-то легко пощекотать. А уж мурашки... Для этого нужно что-то большее, чем черный кот и ведьма с окраины. Но главное, что интерес к произведению сохранился, несмотря ни на что. Школьники с удовольствием его читают.

А если кто-то пока не знаком с историей Антония Погорельского, то может легко это исправить. Она есть на страницах сборника из серии «Классное чтение», который называется «Лафертовская маковница / Облака твоей Вселенной». Помимо классической повести, в него вошло новое фэнтези Марьям Авериной-Каюмовой о ребенке, из-за череды несчастных случайностей выросшем на другой планете и теперь желающем найти свои корни, чтобы понять себя.