Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений
You are currently browsing the Статьи category

Пропасть между бестселлером и классикой на примере «Эпохи невинности»

  • 16.04.2024 17:31
Почему одни произведения становятся всего лишь бестселлерами, вторые — классикой? Ответ на этот вопрос легко найти, читая роман Эдит Уортон «Эпоха невинности». В нем гармонично сочетается то, что, казалось бы, находится в разных плоскостях по определению: тематика книги Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» и тематика сериала «Сплетница». Как такое возможно? Очень просто. Эдит Уортон говорит о том, что актуально во все времена и для очень многих стран. Собственно, именно поэтому в англоязычных школах ее творчество изучают на уроках. Бессмертность поднимаемых вопросов дает возможность ее творчеству называться классическим.

Светский Нью-Йорк конца девятнадцатого века не слишком-то отличается от Москвы или Петербурга той эпохи. Строгие правила, нерушимый этикет, сплетни и абсолютная невозможность выйти за рамки. Естественно, всегда находятся те, кому тесно. Они пытаются разорвать порочный круг, но сталкиваются с непониманием и осуждением общества, следствием чего становится не только внешний, но и внутренний конфликт. В графине Эллен Оленской определенно есть черты Анны Карениной, хотя не факт, что Уортон читала Толстого или им вдохновлялась. Просто ситуация бралась типовая и обыгрывалась, конечно же, совсем иначе. Как минимум никаких поездов. Все живут долго, и некоторые в итоге даже счастливо. Однако выкинуть образ несчастной Анны из головы не получается, когда читаешь про Эллен. У Вронского и Арчера общих черт меньше. И второй, признаться, производит впечатление человека более серьезного, ответственного и притом страстного. Наверное, именно это отличие мужчин стало причиной отличия в поведении женщин. А может, наоборот? Сила духа Эллен против слабости Анны, если оценивать их отдельно по эпизодам, довольно очевидна. И все же ситуация... И чувства... И общество...

Что насчет «Сплетницы» и при чем тут она? Тот, кто смотрел, вспомнит серию, где герои на сцене ставили спектакль по роману. И те ситуации, что они обыгрывали, очень гармонично ложились на сюжет фильма. Их характеры были похожи. Их жизни — тоже. Да, с поправкой на двадцать первый век и его ментальность. Только, если задуматься, то иное, что бросается в глаза, не имеет принципиального значения. Суть все та же. Люди те же. Ну а нормы морали... Они другие, но следовать им столь же обязательно.

Итак, почему одни книги — бестселлеры и не более, а другие — классика? Бестселлеры имеют взрывную популярность в конкретный момент времени, но запросто могут забыться уже через год, а через десять лет над ними и вовсе запросто начнут подсмеиваться. Вспомните о судьбе «Сумеречной саги». Классика вечна. Конечно, вечность — это очень долго, а потому понятие условное. И все же тематический стержень остается востребованным и интересным.

Пять книг с курортным настроением

  • 11.04.2024 20:08
Вот уже и апрель близится к своей середине. А значит, майские праздники на носу. Длинные выходные — большие возможности для путешествий и приключений. Но даже если вы планируете провести их на даче или дома на диване, это не повод отказываться от курортного настроения. Хотите моря, солнца, любви, чего-то экстраординарного, яркого, незабываемого и в нестандартных декорациях? Ваш билет в любую точку мира — книга. И она точно обойдется дешевле самолета.

1. «Отель „Вавилон“» — это возможность заглянуть в элитный отель и проникнуть в его закулисье, которую своим читателям предоставили Имоджен Эдвардс-Джонс и Mr X. Самые респектабельные клиенты превращаются в дебоширов, стоит им получить ключ от номера. Необузданные вечеринки, громкие скандалы, мелкое жульничество и серьезный криминал — все это правда гостиниц, куда простые смертные могут попасть лишь через портал на страницах книг.

2. «Назад к тебе» обещает плавание на роскошном лайнере в компании Сары Джио и ее героев. Шарлотта с мужем отправилась в свадебное путешествие, которое манило миллионом удовольствий. Но судьба решила сыграть с парой злую шутку. Поехав на катере осмотреть живописную лагуну, назад девушка не вернулась. Став жертвой кораблекрушения, она оказалась перед необходимостью выживать на необитаемом острове вместе с незнакомцем по имени Грэй. Не таким обычно бывает медовый месяц. И уж точно в нем не должно быть места никому третьему. Только как Шарлотта может объяснить это своему обезумевшему сердцу?

3. «У самого синего моря...» — роман Ирины Черники, который приглашает на ласковое черноморское побережье, в небольшой отель, который держит пожилая дама. В это лето погода не клеится и постояльцев почти нет. Поэтому хозяйка, приглядывающая за внуком, рада любому, кто снимет номер: молодой паре, сбежавшей от проблем в родном городе, даме с ребенком, ее беспутному мужу... Каждый персонаж попал сюда не случайно. И очень скоро станет ясно, что в одиночку ни один из них не сможет разобраться в себе и найти выход из своей непростой ситуации.

4. «Острова забвения» — остросюжетная книга Барбары Вуд, в которой тайны прошлого смешались с секретами настоящего. Читатель попадает в ЮАР, где, вероятно, никогда не бывал в действительности, и оказывается в элитном отеле, куда приезжают богатые гости, чтобы забыть обо всех проблемах в приятной компании. Это место принадлежит роскошной женщине, некогда потерявшей любовь и осужденной за преступление, в котором она не была виновата. Она думала, что созданный ее усилиями остров забвения поможет и ей поставить точку в той давней истории. Но вот беда — ей все еще есть что скрывать.

5. «Дом, в котором горит свет» — произведение, созданное большим романтиком Эльчином Сафарли. Оно о море, о маленьком домике, где всегда вкусно пахнет, о пожилой даме, что варит варенье и джемы для соседей и пишет письма, в которых рассказывает о том, почему когда-то поругалась с дочерью и никогда не видела свою внучку. Именно внучке адресованы эти послания, полные раскаяния, мудрости и душевной красоты.

А какие книги про каникулы, путешествия, приключения и романтические истории на отдыхе порекомендовали бы вы?

Жарко и страшно: мистика + романтика от Норы Робертс

  • 02.04.2024 14:39
Пришла пора тепла и страстей. Чувствуете, как сердце наполняется ожиданием чего-то прекрасного? Хотите усилить это сладостное томление? «Незабудки для тебя» — роман Норы Робертс, в котором любовь дополняется эротикой и гармонично сочетается с остросюжетной мистикой, полной эффектов неожиданности.

На страницах произведения очень колоритно. Читатель попадает на американский юг, а точнее в самое загадочное его место — Новый Орлеан. Этот регион на весь мир прославился своим колдовством. Кажется, что именно в этом городе собрались все на свете ведьмы, вампиры, оборотни и... призраки. Детей ночи в книге Норы Робертс вы не встретите, но вот с неупокоенными духами познакомитесь и заведете дружбу. А еще узнаете кое-что о реинкарнации и любви, над которой не властна смерть. И это будет очень увлекательное приключение.

Слушать детский плач, доносящийся из пустующих комнат на третьем этаже, отсчитывать удары старинных часов, отмечающих полдень в любое время суток, наслаждаться игрой фортепиано, которого давным-давно нет, смотреть, как картинки прошлого наслаиваются на настоящее, и все это под аккомпанемент перманентно хлопающих дверей, вы будете вместе с Декланом — бывшим юристом из Бостона. Он поддался порыву и купил старинный особняк недалеко от Нового Орлеана, куда тут же переехал и занялся ремонтом. Дом с привидениями, от которого разумные люди поколениями держатся подальше, загадывает мужчине загадки, которые, как выясняется, напрямую связаны с ним самим. Разгадывать их ему помогает сногсшибательная Анджелина — владелица местного бара.

Роман написан в стиле, который ввели в моду Сара Джио, Карен Уайт и другие любительницы романтических триллеров. События в таких произведениях традиционно развиваются сразу в двух эпохах и пересекаются в общей точке ближе к финалу. Только Уайт и Джио обычно избегают сверхъестественного и любым тайнам находят логическое объяснение. Здесь же логика из учебников физики и математики не нужна. Не надо ее искать. Достаточно будет просто верить, что в Новом Орлеане возможно то, чего не бывает в Москве или Париже.

«Незабудки для тебя» — это очень жарко, в меру страшно, крайне интригующе. Книга весенне-летняя, несмотря на некоторую присущую ей мрачность. Все дело в красивой романтике и поглощающей силе чувств. В том свете, что несут в себе герои. И в той красоте, что окружает читателя, который погрузился в историю с головой, позволив себе раствориться в ней без остатка.

Герой нашего времени в переложении на нулевые

  • 27.03.2024 14:59
Полезно иногда обернуться назад, чтобы увидеть, какими мы были совсем еще недавно, но не являемся больше. Для тех, кто хочет препарировать ментальность нулевых годов этого века, идеальным выбором станет книга Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке».

Два десятилетия минуло со дня дебюта этого произведения в печати, и многие успели его прочитать, оценить, подчас осудить и зачастую признать, что тогда, в начале тысячелетия, было непросто смотреть на свое отражение на страницах, казавшееся циничным изображением кого-то другого, смутно знакомого в кривых зеркалах бездушия. Ибо не склонен человек осуждать себя в моменте. А вот спустя годы, когда последствия принятых решений уже известны, когда страсти утихли, желания и цели изменились — вот теперь самое время заняться ретроспективой честно, максимально объективно, признавая свои ошибки, пусть и осознавая, что их уже не исправить, как и себя, того, каким ты был и остался где-то очень глубоко внутри, не изменить.

Итак, «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». История, у которой нет ни начала, ни конца, ни динамичной кульминации. Просто неделя из жизни человека, рожденного и воспитанного в принципах СССР, выкинутого из омута привычной реальности в лихие девяностые, сумевшего неплохо адаптироваться к происходящему, но потерявшего свое «я» под воздействием социальной турбулентности. Сперва читатель погружается в ностальгию, оказавшись в днях, которые у многих сопричастных ассоциируются с молодостью и весельем. Но с каждой новой страницей цинизма и скрытого от чужих глаз тоскливого отчаяния все больше. Того отчаяния, что едва ли было знакомо рожденным в восьмидесятых или девяностых, но стало постоянным спутником людей, появившихся на свет в семидесятые и шестидесятые.

Книга Сергея Минаева — это детальный анализ человеческой души. Его персонаж — герой своей эпохи, как лермонтовский Печорин или пушкинский Онегин. Он находится в замкнутом круге, из которого не может вырваться, проживает внутренний конфликт в стиле нулевых и ищет, но не находит (как не нашли Онегин и Печорин) ориентиры. Читатель, привыкший давно к динамике и экшену, все ждет некой взрывной страсти или некоего кульминационного события, тем паче что и то и другое может случиться, есть намеки. Но фактически ничего не происходит. Все важное не вне, а внутри. И это необычно для литературы последних тридцати лет, а потому приковывает внимание.

«Духless. Повесть о ненастоящем человеке» — это зеркало, в котором отражено лицо целого поколения. Его представители могут провести оценку своего прошлого и лучше узнать себя современного с учетом допущенных ошибок и несовершенных поступков, таких же, как у героя. Те, кто старше, поймут своих детей лучше. А те, кто младше, узнают глубинную суть родителей. Ну что, как насчет странствия по подсознанию новых-старых героев нашего времени?

Несколько книг с «цветочными» названиями

  • 20.03.2024 11:43
А давайте поговорим о цветах! Весна в разгаре, во многих регионах подснежники уже показали свои симпатичные головки. А там, где потеплее, началось полноценное цветение, и города проникнуты сладкими ароматами. Нет, мы не будем рассказывать о том, как выращивать тюльпаны или нарциссы, каким образом украсить дом мимозой или вербой. Вместо этого вспомним книги с «цветочными» названиями. Не все, конечно, их очень много. Но те, где настроение под стать атмосфере весны, стремящейся к своей кульминации — апрелю.

1. «Вино из одуванчиков» — классика от Рэя Брэдбери, герой которой — двенадцатилетний паренек из начала прошлого столетия. Он не только вместе с дедом закупоривает в бутылки ароматный напиток, но и будто сохраняет в стеклянной таре собственные воспоминания об очень эмоциональном, трогательном, подчас меланхолически-грустном и всегда ностальгическом в глазах современника лете 1928 года.

2. «Фиалки в марте», «Последняя камелия», «Ежевичная зима» и «Все цветы Парижа» — четыре романа Сары Джио, где цветы становятся символами. Надо отметить, что символы очень разные и преподнесены в непохожих друг на друга ракурсах. Да и время года необязательно весна. Но цветочный флер, несмотря на идущие порой дожди и откровенно драматические события, которые дополняются жанровыми элементами детективов и триллеров, отчетливо ощущается. Каждая история развивается в двух временах — прошлом и настоящем. Всякий раз современные героини сталкиваются с какой-то тайной из дней давно минувших, которая напрямую с ними не связана. Погружаясь в расследование минувших событий, они параллельно справляются с собственными кризисами. В центре сюжета оказываются love story, которых обычно две.

3. «Имя розы» — книга Умберто Эко совсем не о романтике, но с «цветочным» названием. Почему бы не погрузиться весной в интеллектуальную головоломку, в ходе которой некие издатели от скуки из некоторого злорадства выдумывают новую историю европейских тайных орденов, сложив ее из разрозненных фактов, и в итоге сами верят в то, что получается. Мало того, что они верят. Как вскоре выясняется, в их изысканиях, основанных исключительно на играх разума, правды больше, чем вымысла. И это приводит к более чем остросюжетным последствиям, неожиданным для читателя.

4. «Черные кувшинки» — произведение Мишеля Бюсси. Автор зовет в Живерни, где кипит туристический сезон. Старуха наблюдает за путешественниками. Их лица проходят пред ней, будто в калейдоскопе, а драмы разворачиваются буквально на глазах. На первом плане женщина, которая мечтает сбежать от своей жизни и страстно желает любви, и девочка, целиком поглощенная живописью. Каждая история, которая раскрывается на страницах, вплетается в общую сюжетную канву и является ее неотделимой частью.

5. «Незабудки для тебя» — интригующий роман Норы Робертс. Анджелина — владелица бара в Новом Орлеане. Деклан — адвокат из Бостона, купивший дом на Юге. Судьба сводит их вместе. Будущее манит обещанием счастья. Но отношения оказываются под угрозой, когда Деклан знакомится с прошлым семьи девушки и понимает, что в доме, который он приобрел, слишком много мрачных, даже страшных тайн.

Книги с «цветочными» названиями есть во всех жанрах. Но даже если перед вами триллер с темной атмосферой, орхидеи, нарциссы, георгины скрасят общее тяжелое впечатление и добавят весеннюю нотку в произведение.

Джоджо Мойес: выход за границы авторского бренда

  • 12.03.2024 14:47
Имя автора порой становится гарантией успеха. Именно ради него читатель покупает книгу. Имя Джоджо Мойес давно является брендом, который знают во всем мире. И в целом это справедливо. Но несмотря на наличие у писательницы бесспорного таланта, помноженного на понимание человеческой психологии и возведенного в квадрат умением проецировать это свое понимание на разные жизненные ситуации, у нее, как у всех, бывают произведения более и менее удачные. Вот и книга 2022 года «Серебристая бухта» неплоха по идее, по интриге, по подаче. Но читается однозначно хуже, чем, например, ранние работы автора, к которым относятся «Вилла „Аркадия“» и «Корабль невест».

Писательница, как обычно, решила не ограничиваться любовной линией. Она попыталась затронуть остросоциальные проблемы. В частности, она завела разговор о беспризорных подростках, беспорядочных половых связях, наркотиках, коснулась темы семейного насилия и его ужасных последствий, подняла глобальные экологические вопросы нашего времени. Собственно, это и подвело. Слишком много тяжелого контента в одной книге, где любовь должна быть на первом месте. Это угнетает. Это как бы слишком. Давление на психику читателя оказывается избыточным, и романтика куда-то исчезает, и личные драмы героев, связанные с основной сюжетной веткой, смазываются. Зато внутренние конфликты и становление личности почти по Достоевскому. В результате настроение не спасают ни морские пейзажи, ни стайки дельфинов, плещущихся у бортов прогулочных корабликов, ни даже киты (а ведь их, находясь в центре Евразии, и представить себе сложно).

Майк — успешный топ-менеджер, который собирается жениться на дочке босса. Его жизнь проходит в стиле героя «Духless» и похожа на кисельную реку, что течет вдоль молочных берегов. Неожиданная командировка в Австралию, где он должен подготовить почву для масштабного строительства элитарного гостиничного комплекса, не обещает никаких серьезных катаклизмов или неожиданностей. Но судьба решает сыграть с парнем шутку. Он останавливается в частной, почти заброшенной гостинице с богатой историей, так как ничего лучше поблизости нет, и входит в жизнь семьи, которая ее держит. Это пожилая, очень бойкая дама, ее погруженная в себя племянница Лиза, хранящая страшную тайну и прячущая за непроницаемой маской огромную сердечную боль, а также дочка последней — жизнерадостная девочка, успевшая хлебнуть лиха. Есть еще друзья семьи, которые играют свои второстепенные роли и помогают автору направлять сюжет. Но по-настоящему важны только английский бизнесмен и приютившая его семья.

Тему экологии Джоджо Мойес муссирует со всех сторон, показывая, как пагубно человек влияет на океан, насколько вредит дельфинам, китам и прочим созданиям. Есть даже одна жуткая и довольно отвратительная сцена в шторм, от которой действительно кровь в венах стынет. В какой-то момент от всего этого «гринписа» устаешь, хотя сочувствие и неприятную горечь сказанное вызывает, не поспоришь. Но те ли это эмоции, которые нужны роману об отношениях? Вопрос спорный.

Прошлое Лизы интригует большую часть книги. А когда о нем узнаешь, впадаешь в ступор. Да, интересно вышло. Да, ярко и запоминается. Только... нужно ли было так жестить? Еще один вопрос без четкого ответа.

Метаморфозы Майка для литературы хороши, можно сказать больше — традиционны. Но насколько они реальны в условиях современности? Тут, опять же, хочется спорить.
Вот и получается, что Джоджо Мойес, создавшая себе имя прежде всего на драматичных историях с любовью или любовных с драмой (это смотря с какой стороны посмотреть), слишком заигралась в психолога, социолога, эколога и других специалистов, которым в книгах всегда рады, да только не всем сразу.

Имплантация зубов: Идеальное Решение для Восстановления Улыбки в Одинцово с NV-Stom

  • 02.03.2024 21:58

Улыбка является одним из ключевых элементов привлекательности и уверенности человека, и состояние зубов играет важную роль в ее формировании. К счастью, современная стоматология предлагает эффективные методы восстановления зубов, одним из которых является имплантация. Клиника NV-Stom в Одинцово предлагает высококачественные услуги по имплантации зубов, помогая пациентам вернуть им уверенность в себе и красивую улыбку.

Имплантация зубов — это инновационная процедура, направленная на восстановление потерянных зубов путем установки искусственных имплантов в костную ткань челюсти. Она является одним из наиболее эффективных и долговечных методов замены отсутствующих зубов, обеспечивая пациентам красивую и функциональную улыбку.

Клиника NV-Stom предлагает полный спектр услуг по имплантации зубов, начиная от консультации и диагностики, и заканчивая проведением самой процедуры и последующим уходом. Команда квалифицированных стоматологов с многолетним опытом работы использует самые современные технологии и материалы для достижения оптимальных результатов.

Одним из главных преимуществ имплантации зубов в NV-Stom является индивидуальный подход к каждому пациенту. Врачи клиники тщательно анализируют состояние зубов и челюстей каждого пациента, разрабатывая персонализированный план лечения, который наилучшим образом соответствует его потребностям и желаниям.

Кроме того, NV-Stom предлагает своим пациентам комфортные условия лечения и дружелюбную атмосферу в клинике. Процедура имплантации зубов проходит безболезненно и эффективно, обеспечивая пациентам максимальный комфорт и удовлетворение от результата.

В заключение, Имплантация зубов в одинцово — это надежное и эффективное решение для восстановления улыбки и повышения качества жизни. Компетентные специалисты, индивидуальный подход и высокий уровень сервиса делают NV-Stom идеальным выбором для всех, кто стремится к красивой и здоровой улыбке.

К 130-летию Виталия Бианки

  • 09.02.2024 22:03
Любите ли вы природу? Нравится ли вам время от времени вырываться за пределы мегаполисов и проводить дни вдали от суеты, в покое и гармонии с окружающим миром? А детей своих вы берете на речку или в лес? Рассказываете им тайны, которые скрываются в густых чащобах и поджидают на солнечных полянках?

Мальчишкам и девчонкам можно не только показать и вкратце поведать о том, что они видят, но и прочитать книги, авторы которых посвятили жизнь изучению секретов природы. И одним из лучших писателей, который работал в этом направлении, был Виталий Бианки. Его произведения не могут утратить актуальность, потому что, как бы сильно ни поменялся человек, он все еще живет на той же планете, на которой жил классик советской литературы.

Почему именно сегодня мы вспомнили об этом писателе? Дело в том, что 11 февраля он отметил бы свой 130-й день рождения, и мы не можем проигнорировать эту дату.

Виталий Валентинович родился в Петербурге. Его отец был увлеченным орнитологом. Он работал в Зоологическом музее Российской академии наук и частенько брал с собой на службу троих сыновей. Мальчишкам очень нравилось бродить по залам. Отовсюду на них смотрели диковинные животные, привезенные из дальних уголков планеты. Они манили в неведомые края. Дома у семейства Бианки музейных экспонатов не было, а вот живые звери имелись, и в больших количествах. Дети росли рядом с четвероногими братьями и учились их искренне любить.

Лучшим временем для Виталия и его братьев традиционно было лето. Они ездили с родителями в деревню Лебяжье, где проводили много времени на свежем воздухе. Примерно в пять лет Виталий впервые оказался в лесу и был зачарован. Отец, который и заразил сына страстью к природе, начал рассказывать ему о тайнах леса, научил наблюдать за тем, что мальчик видит, и записывать самое важное. Много позже эти заметки в числе прочих послужили основой для произведений Виталия.

Став старше, будущий писатель долго не раздумывал, чему себя посвятить. Он знал, что его влечет, и сделал правильный выбор. Виталий взялся изучать естественные науки в университете, а чуть позже поступил в институт истории искусств, что сделало его образование разносторонним. В начале двадцатых годов, когда судьба ненадолго занесла его в Бийск, Виталий одновременно учил школьников биологии и работал в краеведческом музее.

В 1922 году Бианки вернулся в Петроград. К тому моменту он уже начал писать, но еще не публиковался. Судьба свела его с Маршаком, который привел молодого автора в литературный клуб. Там собирались лучшие детские писатели эпохи, в том числе сам Маршак, Чуковский и многие другие. В обществе творческих людей Виталий нашел свое место. Почти сразу он со своим рассказом дебютировал в журнале «Воробей». А в 1923 году издал сольную книгу «Чей нос лучше».

В копилке Виталия Бианки более трех сотен произведений. Он писал сказки, рассказы, повести и статьи. Изданных книг на счету автора поменьше — сто двадцать. И самой популярной является сборник «Лесные записки». Впервые он был опубликован в 1928 году. И в течение следующих месяцев несколько раз дополнялся и переиздавался. Впоследствии работа над книгой не кончилась. Бианки трудился над ней тридцать пять лет, постоянно внося новые наблюдения.

В честь юбилея писателя, умевшего раскрывать тайны природы языком, понятным и детям и взрослым, рекомендуем вам погрузиться в его творчество. И неважно, сколько вам лет. Некоторые вещи годятся для любого возраста и настроения. В их числе произведения Бианки и прогулки по лесу.

Почему третий детектив Дэна Брауна про Роберта Лэнгдона не так успешен, как первые два?

  • 01.02.2024 16:18
Что вы знаете о творчестве Дэна Брауна? На слуху два его произведения — «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи». Но в цикле про Роберта Лэнгдона целых пять детективов. Почему остальные не так популярны? Неужто лишь из-за того, что по ним не сняли полнометражных фильмов и не запустили в кинопрокат? Вероятно, в этой мысли есть логика. Кино популяризует литературу. Но едва ли причина одна. Постараемся разобраться на примере третьей части цикла, которая называется «Утраченный символ». Кстати, по ней пробовали сделать сериал, но быстро сдались.

Итак, «Утраченный символ». Книга, написанная в уже принесшей Брауну удачу стилистике, по знакомой поклонникам его творчества схеме, — и все же немного другая, не такая, как первые два произведения, история. Специалист по символике Роберт Лэнгдон как обычно рано утром получает звонок от помощника своего друга из Вашингтона, который передает ему просьбу приехать и прочитать вступительную речь на крупном мероприятии. Роберт соглашается, садится в очередной частный самолет и отправляется в путь. Прибыв на место и слегка опоздав, он не находит никакого мероприятия, зато обнаруживает отрезанную руку друга со странными татуировками на пальцах и получает звонок от незнакомца. Мол, профессор должен открыть некий портал до полуночи, иначе его друг умрет. В дело тут же вмешивается ЦРУ, утверждая, что речь идет о государственной безопасности. Прыть сотрудников кажется странной. Да, Лэнгдона заставляют раскрыть масонские тайны, способные изменить мир. Но при чем тут госбезопасность? И откуда вообще агенты узнали о происходящем так быстро? Не желая сотрудничать с органами, не зная, как поступить с похитителем товарища, чтобы не сделать хуже, не имея четкого представления о том, что скрывается в странных артефактах, попавших к нему в руки случайно, Лэнгдон не находит ничего умнее, чем бежать и скрываться. К нему присоединяется женщина — сестра похищенного. Без женщины у Дэна Брауна не бывает, будто Роберт — это новый Джеймс Бонд, только от науки. Повествование параллельно ведется от лица нескольких человек, в том числе преступника. Обманки с тем, кто герой, а кто злодей, в отличие от первых двух детективов, нет. События укладываются в сутки, что делает скорость их развития головокружительной.

Казалось бы, идеи неплохие, подача бойкая, умных мыслей из области философии много. Правда и вымысел опять перетасованы так, что не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Для того чтобы суметь отделить зерна от плевел, надо быть большим эрудитом. Но степень убедительности произведения такова, что копаться в деталях и ловить автора на лжи не хочется. Только есть одно но, и раньше такого в работах Брауна не наблюдалось. Он дает маху с мистикой, зачем-то приплетая ее к сюжету и разбавляя официальную науку тезисами из сомнительной ноэтики — молодого направления, занятого, если коротко, изучением силы мысли. То есть к интеллектуальному детективу начинает примешиваться в лучшем случае научная фантастика, а то и откровенное фэнтези. И это портит впечатление. Теперь прибавьте к этому целый ряд противных деталей, без которых можно было бы обойтись, и довольно невнятный финал, где банальности выдаются за псевдоглубокие мысли. Вот вам и ответ, почему «Утраченный символ» не выстрелил так же, как чуть ранее «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи».

Кто настоящий автор романа «Шевалье д’Арманталь»?

  • 26.01.2024 15:36
Каждый современник знает романы Александра Дюма. Но не многие из них догадываются, что, во-первых, французский классик не гнушался плагиатом, заимствуя сюжеты у неизвестных авторов, а во-вторых, мало какие произведения он писал в одиночку. Последнее легко объяснимо. Работать ему приходилось очень быстро, чтобы главы романов успевали выходить в периодике (именно там большинство культовых историй печатались впервые), а компьютеров, ускоряющих процесс, еще и в помине не было. Вот почему целый штат помощников можно назвать не прихотью, а необходимостью. Увы, Дюма действовал не совсем честно, в погоне за гонорарами вычеркивая их имена из подписи. К счастью, денег, которые получали забытые соавторы, им вполне хватало, чтобы не обижаться.

«Шевалье д’Арманталь» не самый популярный роман Дюма, но многие его читали и наверняка хотели бы узнать историю появления этой книги. Изначально сюжет придумал некий Огюст Маке. Этот человек был историком и занимался преподаванием, но грезил о лаврах драматурга и однажды решил их добиться. Он создал пьесу «Карнавальный вечер» и тут же отнес свое творение директору парижского театра «Ренессанс». Эту должность в те годы занимал Антенор Жоли. Он познакомился с текстом, признал его достоинства, но тут же охладил пыл автора, сообщив, что для сцены пьеса не подходит.

Огюст был раздосадован. На свою неудачу он пожаловался близкому приятелю Жерару де Нервалю, который на тот момент как раз работал с Дюма. Именно де Нерваль подсказал товарищу выход из затруднительного положения. Он рекомендовал пойти за помощью к Александру, что начинающий литератор не преминул сделать. Дюма не отказал. Очень скоро театралы смогли насладиться спектаклем под названием «Батильда».

Маке был вдохновлен. Прошло совсем немного времени, и в руки Дюма попала еще одна рукопись коллеги. Теперь это был роман «Добряк Бюва». Александр не просто переписал эту историю, но и объединил с «Батильдой». Так появился «Шевалье д’Арманталь», которому предстояло увидеть свет на страницах газеты «Ля Пресс». Изначально планировалось, что подпишут новинку сразу и Дюма, и Маке. Но газету это не устраивало. Редакторы хотели публиковать только писателей, гарантированно приносящих деньги. Все, что писал Дюма, публика считала гениальным по определению. Но как она отреагирует, если узнает о соавторстве? В результате Александр получил предложение. Либо он будет иметь три франка за строку, но ни о каком Маке не упомянет. Либо цена строки снизится до тридцати су. Естественно, Дюма согласился на более дорогой вариант.

Как к этому отнесся Маке? Он не возражал! Получив восемь тысяч наличными, мужчина решил, что быть соавтором известного литератора намного выгоднее, чем любоваться своим именем на страницах газет. С тех пор Огюст и Александр плодотворно сотрудничали. Этот тандем подарил библиофилам историю любви королевы Марго и Гиацинта де Ла Моля, приключения д’Артаньяна и его верных друзей, знание о том, что месть — блюдо, которое подают холодным. И это далеко не полный список...
Яндекс.Метрика