Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений
You are currently browsing the Из мира литературы category

История возникновения главной библиотеки России

  • 01.07.2018 12:16
Долгое время литература открывала двери в мир, доступный лишь избранным. Первоначально книги, как и важные для государства документы, хранились при храмах. Лишь позже, начиная с седьмого века до нашей эры, благодаря стараниям ассирийского царя Ашшурбанипала стали открываться первые публичные библиотеки. Однако на Руси довольно долго жила традиция собирать рукописи при монастырях, ограничивая доступ к ним населения. Более того, много столетий подряд большинство текстов имели церковную тематику или государственное назначение. 
Конечно, с течением времени и просвещением народа в целом библиотеки стали доступны для тех, кто жаждал новых знаний. Крупнейшая библиотека в России, которая до сих пор не утратила своего значения и статуса, появилась в 1862 году. Именно тогда русский царь Александр II подписал «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Это случилось 19 июня (1 июля по новому стилю). Музей, о котором идет речь, стал первым в истории страны общедоступным музеем. Примечательно, что в нем была открыта библиотека. Тут хранилось огромное собрание популярных и редких текстов, которое постоянно пополнялось, так как люди стали приносить в музеум книги по собственному почину. 
Вскоре доступ к библиотеке был открыт для желающих. Отныне они могли не просто посмотреть на коллекцию книг, но и ознакомиться с ними в читальном зале. Неоценимый вклад в развитие русской культуры внесло это грандиозное учреждение. Именно здесь собирались талантливейшие писатели девятнадцатого и двадцатого веков, знакомились с творениями классиков и шедеврами мировой литературы, образовываясь и получая первое вдохновение.
В 1917 году, когда мир вокруг стал стремительно меняться, Императорский Московский и Румянцевский музей был переименован. Теперь он назывался Государственный Румянцевский музей. Библиотека при музее после революции, когда столица вернулась в Москву, стала главной в стране. В 1925 году она получила название, известное современникам, — Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.
Крупнейшая библиотека России содержит в себе более сорока пяти миллионов книг. Они написаны на трехстах шестидесяти семи языках. Среди них встречаются очень ценные рукописи, созданные начиная с шестого века нашей эры. 
Издательство «Союз писателей» поздравляет с праздником центральную российскую библиотеку и желает ей долгих лет существования, пополнения фондов и читательского интереса. Мы убеждены, что библиотеки вносят неоценимый вклад в развитие современной культуры и образование общества. В связи с этим на регулярной основе у нас проводятся акции, направленные на пополнение библиотечных фондов самыми новыми книгами. В том числе мы делаем подарки ведущим учреждениям страны, на полках которых уже есть последние произведения самых талантливых писателей нашей эпохи. 

Прием заявок на участие в поэтическом фестивале

  • 19.06.2018 13:07
Опубликовано ПОЛОЖЕНИЕ о XIV литературном фестивале «Юго-Александровский родник», который пройдет 28 июля в районе Кемерово. В этом году предусмотрено очное и заочное участие. Подробнее...

Как помочь ребенку полюбить книгу

  • 05.06.2018 05:45

К сожалению, все больше родителей сегодня жалуются на то, что ребенка невозможно заставить читать. Да и как, когда вокруг столько всего увлекательного? Телевизор, компьютер, интернет, видеоигры не только прочно вошли в наш обиход, но и практически целиком заполнили досуг. А между тем едва ли кто-то поставит под сомнение, что книга приносит куда больше пользы, чем комедийное шоу или игровая приставка.

Однако не стоит отчаиваться. Привить ребенку любовь к книге не так сложно, как кажется. Достаточно лишь следовать нескольким несложным правилам, и результат не замедлит проявиться. Итак, что стоит сделать ответственным родителям на этом пути?

1. Строго ограничивать время, проводимое ребенком у телевизора/компьютера.

До трех лет врачи и психологи вообще не рекомендуют подпускать ребенка к средствам мультимедиа лишь если вы планируете электронные книги fb2 купить. Для дошкольника достаточно получаса в день, школьнику – часа-полутора. Пусть ребенок сам решает, на что потратит это время: мультик или игру.

Также не стоит покупать планшеты и смартфоны хотя бы до перехода ребенка в среднюю школу: телефон должен служит лишь одной цели – звонить и отправлять смс. Для книги нужно освободить место!

2. Показать родительский пример.

Сложно заставить ребенка читать, если он видит, что его родители сами не притрагиваются к книге. Много читайте сами, исподволь внушая ребенку, насколько это интересное и увлекательное занятие. Можно делиться какими-то особенно интересными или смешными местами, если содержание позволяет делать это. Дети копируют нас, об этом никогда не стоит забывать.

3. Читать на ночь.

Еще один очень полезный ритуал. Большинство детей нехотя укладываются спать. И согласны на все, лишь бы оттянуть время сна. Замените вечерний мультик книжкой: в это время она будет принята наиболее благосклонно, а узнать какая книга интересна и какой бывает правильная рецензия на книгу можно в интернет магазине Книжная полка Концепция АРТ. Сегодня не сложно подобрать интересные истории для любого возраста.

4. Вместе читать вслух.

Не стоит забывать о книге и днем. Больше читайте ребенку вслух, стараясь делать это выразительно. Пусть и он, по возможности, читает вам. Красочно оформленные издания с множеством иллюстраций доставят много приятных минут совместного досуга.

Если ребенок умеет читать, постепенно увеличивайте его долю текста. Однажды наступит момент, когда, увлеченный содержимым, он сам захочет немедленно узнать, что будет дальше, и продолжит чтение самостоятельно без подсказок и напоминаний, не дожидаясь, когда мама освободится.

5. Составьте детскую библиотечку.

Пусть у ребенка будут собственные книги, ведь дети любят иметь что-то свое! Выбирайте издания, которые приятно взять в руки и интересно рассматривать. Пусть будет много иллюстраций, крупный текст, интерактивные элементы.

Это не обязательно должна быть художественная литература: всевозможные энциклопедии и досуговые издания ничуть не хуже пробуждают интерес к чтению.

6. Не бойтесь «легких» книг.

Возможно, Джоан Роулинг или Холли Вебб – не самое полезное чтение. Но и у них есть одно неоспоримое достоинство – дети обожают эти истории. А значит, охотно читают даже самостоятельно. Вот и пусть читают, чередуя с хорошей детской литературой. Если вдруг все же одолевают сомнения, помните: это все равно лучше, чем бездумный просмотр телевизора. Так сладости не принесут вреда, если знать меру.

7. Не бойтесь «тяжелых» книг.

Не стоит впадать и в обратную крайность и отнимать у ребенка взрослые книги, если он вдруг заинтересуется ими. Лично знаю одну девочку, которая в девятилетнем возрасте с охотой прочитала «Трех мушкетеров» и «Двадцать лет спустя». Так что уберите «Парфюмера» Зюскинда и маркиза де Сада повыше, а в остальном – вольному воля! Если книга действительно не по возрасту, ребенку она покажется скучной и он сам отложит ее в сторону.

 

Вот, пожалуй, и все нехитрые, но эффективные правила. Приятного чтения вам и вашему ребенку!

Интервью с лидером продаж: Ольгой Митькиной

  • 20.05.2018 10:48

Маленьким читателям нужны только лучшие книги. Родители, побродив вдоль полок магазинов, поломав головы над тем, что достойно их внимания, а что нет, в итоге учатся фильтровать новинки, отбирая наиболее достойные произведения современных писателей. Добрые, веселые, проникнутые любовью и поучительные стихи и сказки для детей никогда не остаются в тени. Рано или поздно их обязательно оценят, полюбят и сделают хитами не эксперты (хотя и их мнение, конечно, имеет значение), но сами читатели. Так по итогам апреля Топ самых продаваемых детских книг возглавил сборник стихотворений Ольги Митькиной «Солнечный зайчик». Наш корреспондент побеседовал с Ольгой и задал ей несколько вопросов о книге-победительнице, творческих планах и пути, который ведет к успеху.  
 

Екатерина: Здравствуйте, Ольга! Ваша книга «Солнечный зайчик» в минувшем апреле стала самой продаваемой по версии интернет-магазинов «#Книга» и «Книга маркет». Поздравляю Вас с этим событием. Насколько важен для Вас успех книги у читателей? Или, на Ваш взгляд, важнее процесс ее создания?
Ольга: Для меня успех книги у читателей важен не меньше, чем процесс создания. Мне кажется, что большинство из тех, кто говорит, что им главное — написать и выразить себя, а там не важно, читать будут или нет, немного лукавят. Есть те, кому неважно мнение читателей, но таких меньшинство, на мой взгляд.
 

Екатерина: Каких принципов Вы придерживаетесь, когда пишете произведения для детей? Реализованы ли они на страницах «Солнечного зайчика»?
Ольга: Я уверена, что книги для детей должны быть со счастливым концом. Я осенью 2017 года встречалась с популярным французским детским писателем Тимоте де Фомбелем. Я его спросила, есть ли темы, по его мнению, которые категорически нельзя освещать в детских книгах. Он мне тогда ответил, что в детских книгах можно писать обо всем, даже о смерти, но детям всегда надо давать надежду, что есть свет в конце тоннеля. Я согласна с данным утверждением. Хотя все-таки, по возможности, они должны быть светлыми по содержанию. Эти принципы реализованы на страницах «Солнечного зайчика». Эта книга радостная, яркая и легкая.

Екатерина: Как писалась книга? Откуда Вы берете сюжеты для стихов? Подбираете ли каждую рифму, высчитываете ритм или стихи просто рождаются, сами складываясь в слова? Есть ли забавные случаи, связанные с написанием «Солнечного зайчика»?
Ольга: Книга родилась из двух конкурсов, который я проводила в прошлом и позапрошлом году. Первый из них – это конкурс переводов. Участникам было предложено перевести мои стихи на английский, немецкий и французский языки. Переводы Марии Минаевой мне особенно понравились, поэтому ее английские переводы моих стихотворений вошли в книгу. Во втором конкурсе участники иллюстрировали мои стихотворения, а лучшие рисунки я обещала включить в книгу. В итоге в нее вошли иллюстрации школьницы из Донецка Насти Сушко, с которой мы сделали уже не одну книгу. Она рисовала обложку к «Путешествию за мечтой», рисовала в рамках конкурса «Новые сказки» иллюстрации к моей сказке «Фокс». Что касается сюжетов самих стихов, то они очень простые и взяты из повседневной жизни. В книгу включены стихотворения про кота и щенка. Это питомцы моего друга. Само стихотворение про солнечного зайчика сложилось само, когда я увидела его на стене летом в моей московской квартире. А описанная в стихотворении «В заброшенной усадьбе» усадьба списана с родового имения великого математика и механика Чебышева Пафнутия Львовича, который создал около 40 новых механизмов. Она находится в Калужской области, недалеко от того места, где у меня дача. Стихотворение «Стану я писателем» изначально написано для «Стихов-раскрасок», посвященных профессиям и изданных «Союзом писателей» пару лет назад. Стихи сами рождались в голове.
 

Екатерина: Доводилось ли Вам встречаться с юными читателями и представлять им книгу-победительницу? Какая была реакция? 

Ольга: Я много раз встречалась с юными читателями и представляла им книгу-победительницу в детских садах и школах, в библиотеках. Дети всегда в восторге! Им нравятся и стихи, и радостные картинки в книге.

Екатерина: Были ли оценки экспертов на книгу «Солнечный зайчик»? Не планируете ли Вы представить ее на какие-то премии или конкурсы? Может быть, уже представляли?
Ольга: На премии и конкурсы пока не представляла, но, возможно, сделаю это в будущем.
 

Екатерина: Ваше самое любимое стихотворение из «Солнечного зайчика» — можете рассказать читателям?
Ольга: Мое самое любимое стихотворение из «Солнечного зайчика» про него самого. Вот оно. Солнечный зайчик Мне прыгнул на руку. И я улыбнулся, Прогнал вмиг он скуку. От солнца прислал Мне горячий привет. И замер, как будто Спросил: «Что в ответ?» Я думал минуту, Потом прошептал: «Скажи, братец, солнцу, Пусть я пока мал, Но я постараюсь Нести людям свет, Улыбки и счастье. Пройдёт много лет, Я стану врачом, А быть может, поэтом, Но что бы ни делал,
Добро будет в этом».

Екатерина: Есть ли детские писатели, с которыми Вы могли бы сравнить Ваше творчество? Есть ли у Вас эталоны среди классиков, на которых Вы хотели бы равняться?
Ольга: Самый мой любимый детский писатель – это Самуил Яковлевич Маршак. Мне очень повезло, потому что в Дарвинском музее, недалеко от моего дома, в прошлом году проходила выставка, посвященная Маршаку, где можно было увидеть и его семейное древо, и сыграть небольшой кукольный спектакль с героями его произведений, и увидеть редкие фото из семейного архива, и даже услышать голос. Кроме него, я очень люблю Корнея Чуковского. В прошлом году мне опять повезло. Мне удалось со своими детьми попасть на экскурсию на дачу Чуковского в Переделкино. Незабываемые впечатления: и дерево с башмачками перед домом, и огромный портрет Витмана, классика американской литературы, которого он переводил, на стене в кабинете писателя, и диковинные игрушки, привезенные им из разных стран, и богатейшая библиотека с редкими книгами. Думаю, что эти два писателя для меня эталоны среди классиков, на которых мне хотелось бы равняться. Что касается того, с кем можно сравнить мое творчество, то это, наверное, Агния Барто. Видимо, как знак, мои выступления перед юными читателями началось в библиотеке имени Агнии Барто в Москве.
 

Екатерина: В чем разница между современной и классической детской литературой? Какая, на Ваш взгляд, лучше и почему?
Ольга: Очень трудно сравнивать. Существуют ценности, которые были и будут вечными, такие как дружба, уважение к старикам, ответственность за природу, любовь к Родине и так далее. В этом смысле произведения Михалкова, Чуковского, Маршака и других классиков никогда не устареют по содержанию. Кроме того, в их стихах прекрасная рифма. Однако наряду с ними творили очень политизированные поэты и писатели, которые писали про Ленина, победу революции и комсомол. Их имена уже ничего не говорят современным детям, они неинтересны им. Такие останутся только в истории литературы. Например, в моем детстве была очень популярна книга с воспоминаниями о детских годах Ленина Владимира Бонч-Бруевича. Печаталась огромными тиражами. У меня сохранилась эта книга на даче. Я как-то попробовала прочитать сыну. Ему не понравилось. Среди современных детских поэтов существуют такие, которые придерживаются классических тем, замечательно владеют словом. Например, мне очень понравилась книга Татьяны Лило со стихами про рыбку, чудесные стихи у Дорофеевой-Миро про пегасёнка.

Екатерина: Что самое сложное в том, чтобы быть писателем сегодня? С какими трудностями Вы сталкивались при публикации и реализации книг?
Ольга: При публикации произведений трудностей никаких, трудность — в реализации. Дети сейчас читают меньше, чем в моем детстве, по многим причинам. Во-первых, у них появилась возможность смотреть огромное количество телевизионных каналов (в моем детстве их было всего 5). Во-вторых, возник интернет, можно онлайн смотреть фильмы, слушать музыку и аудиокниги, играть в сетевые игры. В-третьих, дети стали много путешествовать. Раньше ребенок если и ездил, то на дачу и в деревню к бабушке. Единственной возможностью узнать, как там во Франции или Америке, было прочитать об этом в книге. Теперь все можно увидеть самому. При реализации произведений стоит учитывать особенности современной молодежи и детей. Они любят больше слушать, чем читать бумажные книги. Предпочитают электронные варианты бумажным. Кроме того, они привыкли смотреть фильмы, в которых постоянно происходит действие и накал страстей, поэтому медленные сюжеты, как часто бывало в классических произведениях, а также длинные философские рассуждения их не заинтересуют.
 

Екатерина: Что бы Вы посоветовали начинающим авторам, которые хотят добиться успеха и тоже войти в Топ самых продаваемых книг?
Ольга: Я бы посоветовала начинающим авторам чаще встречаться с читателями, потому что это дает уникальную возможность получить впечатления от написанных произведений, рассказать о себе.
 

Екатерина: Спасибо, Ольга, и удачи Вашим книгам!

Книги писателя по ссылке.

День рождения Бориса Акунина

  • 20.05.2018 01:00
Написать книгу, даже издать ее и стать Писателем, которого узнают по всему миру, — вещи разные. Как достичь литературного успеха и обрести популярность? Давайте попытаемся понять, есть ли какой-то ключик, с помощью которого культовые авторы отворяют двери в читательские сердца. Ответы на эти вопросы мы постараемся найти на примере жизни и творчества одного из лучших мастеров слова нашего времени — Бориса Акунина.
Григо́рий Ша́лвович Чхартишви́ли, а именно так по паспорту зовут легендарного автора детективов, родился в Грузии 20 мая 1958 года. Его отец служил в армии и воевал во времена Второй мировой войны. Мать мальчика была еврейкой. Когда ребенку исполнилось два года, семья перебралась в Москву, что позволило Борису Акунину называть себя «коренным москвичом». Еще в детстве мама привила сыну любовь к гуманитарным наукам и литературе. Это определило выбор будущей специальности. Окончив школу и получив аттестат зрелости, Григорий поступил в МГУ, где изучал историю и культуру Японии.
После выпуска жизнь Григория Чхартишвили была связана с наукой и литературой. Он несколько лет занимался переводами японской литературы, шесть лет работал редактором в журнале «Иностранная литература» и во всех двадцати томах «Антологии японской литературы». На счету автора ряд научных работ, которые он опубликовал под настоящим именем. Кроме того, он является председателем особого проекта «Пушкинская библиотека». Первые книги, написанные Акуниным, не принесли ему популярности. Успех пришел, когда он издал мегапопулярные детективы из серии «Приключения Эраста Фандорина». Атмосфера прошлого, рафинированный интеллигент в роли главного героя, загадочные преступления, напряженная интрига, неизменно неожиданные финалы покорили сердца читателей. Среди других популярных произведений автора — циклы «Жанры», «Провинциальный детектив», «Приключения магистра».
Чтобы оценить размер успеха, которого сумел добиться этот удивительный современный писатель, достаточно вспомнить, как часто его книги становились сюжетами для зрелищных фильмов. Экранизации по Борису Акунину буквально захватили воображение и увлекли его творчеством даже тех, кто не относит себя к числу книголюбов. Впервые с творчеством писателя в киноформате мы могли познакомиться в 2002 году, когда свет увидела картина «Азазель». Первая история про Эраста Фандорина с Ильей Носковым в главной роли получила широкий резонанс. Позже выходили другие части цикла, но с новыми актерами. Так, в 2005 году зрители смогли посмотреть киноленты «Турецкий гамбит» и «Статский советник». А в 2009 году экранную жизнь получила еще одна героиня Акунина Пелагия в рамках картины «Пелагия и белый бульдог». Последняя на данный момент экранизация по Борису Акунину вышла в этом году. Речь идет о сериале про Фандорина «Алмазная колесница». Сюжет развивается во время русско-японской войны. Отправившись за границу, наш герой попытается помешать планам шпиона, переживет немало приключений и даже влюбится.
Нужно отметить, что творчество Акунина очень яркое, самобытное и узнаваемое. Его произведения отличаются интересными сюжетами и хорошим исполнением. Однако он не единственный автор достойных детективов, чьи герои продолжают жить своей жизнью, едва попав на страницы. К прекрасным новым книгам в этом жанре можно отнести произведения Ольги Заокской «Возращение монашки» и «Убийство в горном отеле», книги Юлии Фаро «Рифл Шафл» и «Дауншифтер», творение Анатолия Сударева «Без Дна» и многие другие.
Читайте чудесные книги, смотрите экранизации по произведениям Бориса Акунина и других авторов-современников, не упускайте возможность читать современные детективы.

История писателя Ольги Хайнц

  • 16.05.2018 14:13

Десятилетиями религия вытравливалась из сознания и сердец русских людей. Но как только произошли изменения в обществе, как только перестали действовать строгие законы и нормы, ограничивающие доступ прихожан в храмы, вера стремительно начала возвращаться в мир. Однако по сей день уровень понимания религии оставляет желать лучшего. Многие не знают ни библейских историй, ни основных церковных постулатов, ни христианских обычаев, праздников и даже элементарных правил морали, которые должны определять поведение и образ жизни. На помощь могут прийти книги, которые с детских лет будут воспитывать любовь к Богу, искреннюю веру в Него, понимание и принятие заповедей и стремление следовать им в своей повседневной жизни не по принуждению, а потому что это правильно.
Издательство «Союз писателей» и Ольга Хайнц представляют вниманию читателей книгу «История Есфири». Она написана по библейскому сюжету и повествует о юной девушке, воспитанной в еврейской семье и избранной в жены царем Артарксерсом. Советники, которые не желали видеть на троне приемную дочь иудея Мардохея, были против Есфири. Но более других лютовал придворный по имени Аман. Он придумал коварный план, согласно которому надлежало не только убить Мардохея, но и уничтожить весь еврейский народ. И только сила духа, решительность, смелость Есфири смогли остановить злодея, помешав ему свершить задуманное.
Ольга Хайнц выросла в верующей семье. Несмотря на то, что в СССР люди редко обращались к Богу, ее родители с детства читали своим четырем дочерям Библию. Она стала для девочек настольной книгой, которая определяла их взгляды на жизнь и поведение в обществе. Даже презрительное отношение сверстников, дразнивших будущую писательницу «богомолкой», не могло отвратить ее от веры. Позже, уже в девяностые, многие вновь начали возвращаться в церковь. Но информации было мало, и никто толком не знал, где искать правду и как вновь стать верующим. О том периоде Ольга рассказывает: «На работе женщины-коллеги часто просили: «Ольга, расскажи что-нибудь из Библии». И время проходило от паузы до паузы незаметно. Шеф даже как-то спросил девчат: «Что вы слушаете Ольгу с утра до вечера»? А им было интересно, и мне — как бальзам на душу, такое удовлетворение, я поняла, что настало время, у людей есть интерес к религии».
Так постепенно родилась идея написать книгу, которая будет доступна широкой аудитории читателей, поможет растолковать библейские истины людям, прежде далеким от церкви, воспитает новое, отличное от предыдущих поколение. В сорок пять лет Ольга Хайнц создала первые стихи. Тогда она молилась: «Господи, помоги мне писать на христианские, библейские темы, для славы Твоей, для благовестия»... И вот родилась книга «Истории Есфири». Памятуя о том, что когда-то говорили ей знакомые о трудностях знакомства с библейскими текстами: «Вот ты рассказываешь — все понятно, а пробовали Библию читать, что-то с трудом дается», — Ольга говорит с читателями максимально простым, понятным, интригующим языком. Ее история — это вечные истины, незыблемая мораль и яркие краски, которые создают атмосферу, интригуют, вызывают желание больше и больше узнавать по теме, углубляться в Библию и знакомиться с ней уже не с нуля, а имея некую базу. «История Есфири» преподнесена в стихах и представлена в формате поэмы, однако на страницах можно прочитать не только поэтическое произведение, увлекающее красотой смысла и формы, но также прозаический пересказ библейского слова, сделанный на русском, немецком и английском языках.
Купить книгу «История Есфири» и начать знакомство с Библией можно в интернет-магазине «#Книга».
 
История ЕСФИРИ. Ольга Хайнц

ТОП-10 книг о войне

  • 08.05.2018 13:35

9 мая 1945 года произошло одно из самых значимых событий в мировой истории и самое значимое в истории двадцатого века. После долгих лет кровопролитных боев была одержана Великая Победа над немецкими захватчиками. Многие страны приложили руку к этой победе Добра над Злом. Но первостепенная роль принадлежала советскому народу. Почти тридцать миллионов людей, и это только по официальным данным, сложили головы во имя светлого будущего своих детей и внуков. Навсегда останутся в памяти потомков битва при Сталинграде и блокада Ленинграда, битва за Москву и битва под Киевом, битва за Днепр и Курская битва, а также многие другие сражения, победа в которых была оплачена реками крови. 
Естественно, столь знаменательная веха в истории человечества и России не могла остаться вне литературного мира. Многие авторы описывали войну по личным воспоминаниям или со слов своих родителей, бабушек и дедушек. Существует масса как документальных, так и художественных произведений, прочесть которые должен каждый. Мы предлагаем вашему вниманию Топ-10 книг о войне, мимо которых просто нельзя пройти.


10 место
Открывает список книга Зои Лепихиной «Земной поклон». В сборник вошли стихи и проза, которые повествуют о событиях Великой Отечественной войны. Страшные годы показаны глазами ветеранов, прошедших через ад и выживших, чтобы рассказать нам о том, что видели, что совершили, что потеряли.

Земной поклон. Зоя Лепихина
Земной поклон. Зоя Лепихина
 
9 место
Девятая строчка принадлежит поэтическому сборнику Ренаты Юрьевой «Память», в котором можно найти стихи о героях, о войне и о Дне Победы.
Память. Рената Юрьева
Память. Рената Юрьева
8 место
Книга «Библиотека современной прозы. Том 13. Фронтовые будни», восьмое место Топ-10 книг о войне — это калейдоскоп воспоминаний ветеранов, тыловиков, детей войны. Это непридуманные истории об ужасе и доблести, о каждодневном подвиге, о крови и торжестве жизни над смертью.
Том 13. Фронтовые будни. Библиотека современной прозы
Том 13. Фронтовые будни. Библиотека современной прозы
 

7 место
На седьмой строчке расположилась книга Юрия Бондарева «Горячий снег». Речь в ней идет о сражении, перевернувшем ход Сталинградской битвы. Это всего один день из жизни героев. День, который был длиннее десятилетия, важнее столетия.

6 место

На шестой позиции сборник биографий и мемуаров от Зинаиды Королевой «Звездный час пылинок». На страницы вошли непридуманные истории о людях, которые отдали родине все — свой покой, свое счастье, свою жизнь. Все меньше остается тех, кто помнит ужасные события. Автор является ребенком войны и многое может рассказать сама или передать потомкам то, что говорили ей ее знакомые, родные и близкие. Книга написана о героях прошлого, чья память будет вечна.

Звездный час пылинок. Зинаида Королева
Звездный час пылинок. Зинаида Королева
5 место
Пятое место досталось книге Бориса Васильева «В списках не значился». Это история человека, оказавшегося в Брестской крепости накануне памятного сражения и оставшегося там добровольно, полностью отдавая себе отчет в последствиях. На страницах война показана очень детально. Писатель не щадит чувств своего читателя и не боится говорить правду. Произведение посвящено всем героям, пропавшим без вести.

4 место
На четвертой строчке расположились Братья Глущенко и их книга «Любовь рядом с жизнью и смертью». Рассказы, которые попали в сборник, написаны со слов очевидцев — родственников авторов. Они повествуют о подвигах 17-й легендарной дивизии, на фоне которых развивалась невероятно красивая и абсолютно настоящая история любви.

Любовь рядом с жизнью и смертью. Братья Глущенко
Любовь рядом с жизнью и смертью. Братья Глущенко
3 место
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого на третьем месте Топ-10 книг о войне. Сам автор является героем, который в качестве корреспондента посетил места наиболее важных битв в истории Второй мировой войны. Книга, написанная им, основана на реальных событиях. Прообразом его героя является летчик Алексей Маресьев, который был сбит, потерял ноги, но продолжил летать на истребителях и уничтожать врагов.

2 место
«А зори здесь тихие...» — еще один шедевр Бориса Васильева. В его основу лег подвиг семерых солдат, которые ценой жизни не позволили взорвать стратегически важную Курскую железную дорогу. Бойцы-мужчины на страницах были заменены на женщин, что сделало произведение еще более драматичным и проникновенным. По книге снят одноименный фильм, заставляющий плакать поколения телезрителей.


1 место
И, наконец, первое место досталось произведению Ильи Эренбурга. Роман «Буря» — это повесть о судьбах разных семей, которые жили в разных городах и оказались во время войны в разных точках. У каждого из персонажей своя драма, свои надежды, свои мечты. На примере героев этой истории мы видим, что такое доблесть, понимаем, что героем можно стать не только на фронте, но и в тылу, а выживает иногда не тот, кто остался дома, а тот, кто оказался в самом пекле. Это книга о войне и о любви, о семье и вечных ценностях.


Конечно, это далеко не полный список прекрасных, проникновенных, разбивающих представления о мире и покое, вызывающих гордость и вдохновляющих историй о войне. Можно вспомнить еще многих авторов и многие произведения, среди которых Константин Симонов и его трилогия «Живые и мертвые», книга Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», история Александра Твардовского «Василий Теркин», сборник Светланы Дурягиной «Ген войны» и многие, многие другие.

 

Василь Быков. Повести
Василь Быков. Повести
200 Р
Молодая гвардия. Александр Фадеев
Молодая гвардия. Александр Фадеев
150 Р
С. Н. Сергеев-Ценский. Том 12
С. Н. Сергеев-Ценский. Том 12
150 Р
С. Н. Сергеев-Ценский. Том 11
С. Н. Сергеев-Ценский. Том 11
150 Р
Малышок. Иосиф Ликстанов
Малышок. Иосиф Ликстанов
100 Р
 

 

Купить книги о войне можно в интернет-магазине «#Книга».

Ольга Митькина об авторском праве

  • 28.04.2018 15:38

Сегодня мы все чаще слышим о защите авторских прав. Пользователи Интернета зачастую сталкиваются с невозможностью скачать бесплатно фильм или книгу, любители делать видео-клипы получают жалобы от правообладателей за использование чужой музыки или фрагментов кинолент. Авторы, публикуя свои работы в сети, делают пометки «все права защищены». Об авторском праве, его защите и нарушении можно прочитать в новостях. То и дело до нас доходят слухи об очередном скандале, связанном с этой темой. Даже особенный праздник существует – Международный день книг и авторского права, который выпадает на 23 апреля.

Давайте попробуем понять, что такое авторское право, кому оно нужно, как избежать его нарушения. Разобраться в этих вопросах нам поможет юрист и писательница Ольга Митькина.Читать далее →

Екатерина: Здравствуйте, Ольга. Сегодня много говорят об авторском праве и его регулярном нарушении. Поясните, что такое авторское право с юридической точки зрения и «с чем его едят»?

Ольга: Авторское право в субъективном смысле – это право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они являются результатом творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме: письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и так далее. Это наиболее распространенное понимание авторского права.

Авторское право в объективном смысле – гражданско-правовой институт, регулирующий отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Екатерина: Когда возникло само понятие авторского права и когда оно пришло в Россию?

- Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с изобретением печатного станка, который позволил распространять дешевые копии литературных произведений. Первый закон, предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия, появился в 1710 г. в Англии и назывался «Статут королевы Анны».

Что касается России, то у нас Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности, был принят только в 1830 году. Такое позднее законодательное оформление объясняется экономическими интересами правительства России и отсутствием хорошо организованных авторских обществ. 

 Екатерина: Как оформляется авторское право и нужно ли вообще его каким-то образом оформлять? Есть ли сложности и подводные камни при оформлении авторского права и как вообще доказать, что эту книгу вы не украли, а написали сами?

- Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Данное положение закреплено в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ.

1. Депонирование произведений в РАО.

Однако при желании автор может обратиться в Российское авторское общество (РАО) и депонировать неопубликованное произведение. Для депонирования представляются следующие документы:

- два идентичных экземпляра результата интеллектуальной деятельности (один из которых оригинал) на формате листа А-4, страница односторонняя лицевая, шрифт текста № 14;

- каждая страница (начиная с титульного листа) должна быть пронумерована и подписана собственноручно автором (авторами) или представителем автора;

- аннотация в двух экземплярах с подписью автора (авторов) или представителя автора;

- два титульных листа, на которых должны быть указаны следующие данные: фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью, подпись автора (авторов) или представителя автора, вид и название результата интеллектуальной деятельности (если название результата интеллектуальной деятельности на иностранном языке – указывается перевод на русский язык), дата создания, 1/3 нижней части титульного листа должна быть свободной для проставления отметки РАО о депонировании;

- заявление установленного образца по форме, указанной в Приложении № 1 настоящего Положения;

- паспорт (при направлении документов по почте предоставляется ксерокопия паспорта автора (авторов). Все страницы ксерокопии паспорта должны быть подписаны владельцем).

При предоставлении документов через представителя автора необходимо представить дополнительно следующие документы:

- доверенность от автора (авторов), удостоверенную либо уполномоченным лицом организации, в которой доверитель работает или учится, либо жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства, либо администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, либо нотариально.

После проверки представленных документов и при наличии их полного комплекта, а также при отсутствии оснований для отказа в депонировании автор (его представитель) получает извещение (счет) для оплаты услуги по депонированию в соответствии с тарифами, утвержденными в РАО.

Выдача Свидетельства осуществляется в течение двадцати рабочих дней с даты оплаты, указанной в извещении (счете). Данное Свидетельство будет доказательством того, что вы книгу не украли.

  • Экспертиза авторства.

Установить авторство литературного произведения позволяет экспертиза авторства, которую можно заказать независимой организации. Каждый автор имеет свой стиль написания, построения фразеологических оборотов, расстановки знаков препинания, употребляет любимые слова и фразы, допускает типичные для него ошибки. Комплексное профессиональное исследование текста выявит орфографическое, синтаксическое, пунктуационное, лексическое и стилистическое совпадение текстов. По результатам исследования автору выдается заключение, которое является официальным документом и значимым аргументом при судебном споре. Стоимость экспертизы зависит от ее сложности.

Екатерина: Кто и как следит за защитой авторских прав в нашей стране? Что грозит нарушителям? 

- За защитой прав авторов в нашей стране следит сам автор в отношении своего произведения, если авторские права принадлежат ему. Однако часто, особенно крупные издательства, заключают договоры с авторами, по которым права на произведения переходят от автора к издательству с оплатой определенной суммы автору. В таком случае за охраной авторских прав на это произведение будет следить издательство, которому принадлежат права.

Что касается ответственности. Согласно статье 146 Уголовного кодекса РФ, присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Если вышесказанное совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного положения, то такие деяния наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает сто тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион рублей.

Кроме уголовной, за менее тяжкие преступления в области авторского права существует административная ответственность. Согласно статье 7.12. Административного кодекса, ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Однако самой распространенной является все-таки гражданско-правовая ответственность за нарушения исключительных прав на произведение.

Согласно статье 1252 ГК РФ, защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется путем предъявления требования:

1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение;

4) об изъятии материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права.

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель, в соответствии со статьей 1301 ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель. 

 Екатерина: Когда истекает срок защиты авторского права? Например, может ли современный писатель использовать в своем произведении героев Пушкина, Лермонтова, Успенского, Лукьяненко или опираться на целые фрагменты их текстов?

- Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного для автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

В соответствии со ст. 1282 ГК РФпосле прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Таким образом, произведения Пушкина и Лермонтова можно использовать. Они в общественном достоянии с указанием имени автора. А вот Лукьяненко и Успенского нельзя и еще долго будет нельзя, потому что это ныне живущие авторы.

Екатерина: Кому принадлежат авторские права на переводную литературу?

- Согласно ст. 1260 ГК РФ, переводчику принадлежат авторские права на осуществленный перевод произведения. Авторские права на оригинальное произведение принадлежат автору этого произведения или иному правообладателю, которому он их передал, например, издательству. В частности, если я перевела книгу Джона Гришема «Фирма» на русский язык, то у Гришема будут права на английский текст, а у меня – на русский вариант.

Екатерина: Есть ли способ обезопасить себя от пиратов, если выкладываешь книги в Интернет в свободный доступ? Как бороться с пиратами в социальных сетях? Какие бы советы Вы могли дать авторам: что им делать, если они вдруг увидели свою книгу в чужой обложке?

- Если выкладываете в свободный доступ, к нарушению прав надо быть готовыми, поэтому мой совет – особо ценное не выкладывать. Если увидели свою книгу в чужой обложке, то надо подавать в суд, если кратко.

Екатерина: Вы – писательница. Сталкивались ли Вы когда-нибудь с нарушением авторских прав на своем опыте?

- Сталкивалась. Моя книга «Путешествие за мечтой» стала продаваться на ozon.ru и сайтах-партнерах. Через несколько дней после этого радостного события я ввела ее название в Яндекс поиске и обнаружила ее на ряде сайтов в открытом доступе совершенно бесплатно. Я написала администраторам этих сайтов с просьбой убрать книгу из свободного доступа. К счастью, большинство не стали спорить, что нарушают мои права, и убрали книгу из бесплатного доступа. Однако 2-3 сайта всё-таки остались. Я не стала с ними судиться, хотя теоретически это возможно.

Екатерина: Чем полезно авторское право для писателя? В чем его польза для читателя или для него это исключительно дополнительные траты?

- Для писателя защита авторских прав совершенно необходима. Например, если писатель зарегистрировал свое произведение в РАО, то такая регистрация свидетельствует о том, то он через РАО имеет право на вознаграждения за их использование. Если автор заключил договор с издательством, то по договору он тоже получает вознаграждение в виде разового платежа или ежемесячных платежей в виде какого-то процента от продаж, могут быть ежегодные платежи с процента от продаж. Условия договора различаются в зависимости от издательства и страны, но одно неизменно. Он получает деньги за свой труд, на который потратил столько времени и сил. Если писатель пренебрегает своими авторскими правами, публикует произведение в свободном доступе в интернете, то он лишается дохода. Кроме того, игнорирование авторских прав для писателя может привести к тому, что кто-то опубликует его произведение под другим именем. А право на имя и право авторства неотчуждаемы, непередаваемы и бессрочны. Таким образом, в случае, если такое произойдет, у писателя существует два пути. Судиться с нарушителем в суде, что повлечет расходы на оплату адвоката и судебную пошлину, на проведение экспертизы авторства и другой сбор доказательств, доказывающих авторство. Либо смириться с тем, что его произведение под чужим именем, а значит, его труд и время на написание были потрачены зря. Никто не узнает, особенно из потомков, что он автор произведения.

Для читателя тоже важно соблюдение авторских прав писателя. Покупая книгу в интернет- магазине, издательстве или любом другом месте, где соблюдаются авторские права, он показывает свое уважение к писателю, книгу которого собирается прочитать. Он показывает, что ценит писательский труд и время и готов за него заплатить. Кроме того, приобретая книгу в таких местах, он получает гарантию качества своего рода, то есть что в книге нет добавлений, не предусмотренных писателем, то есть не нарушена неприкосновенность произведения, что книга написана именно тем автором, который на ней стоит, не нарушено право авторства и право писателя на имя, в ней нет грамматических, пунктуационных ошибок и так далее.

Екатерина: Как решается вопрос с авторскими правами между писателями и издательством? Есть ли законы и документы, которые регулируют этот вопрос? В чем разница во взаимоотношениях «автор – издатель», когда речь заходит об авторском праве, между Россией и другими странами?

- При отношениях между авторами и издателем надо ориентироваться на:

- Всемирную конвенцию об авторском праве, подписанную в Женеве 6 сентября 1952 года и пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года,

- Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в редакции от 28 сентября 1979 г.,

- Гражданский кодекс Российской Федерации, глава 70 (авторское право), глава 27 (понятие и условия договора), глава 28 (заключение договора), глава 29 (изменение и расторжение договора).

Конечно, это не исчерпывающий перечень.

В большинстве стран мира тоже действует Всемирная конвенция об авторском праве и Бернская конвенция. Однако существует и национальное законодательство, например Закон об авторском праве США 1976 года, Закон Великобритании 1988 года «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах» и так далее. Поэтому абсолютно идентичным регулирование нельзя назвать.

Если кратко, то отношения между издателем и автором регулируется договором. Существует принцип свободы договора и у нас, и в большинстве стран континентальной Европы, поэтому в каждом отдельном случае договоры разные. Единственное можно сказать, что есть существенные условия такого договора, без которых нельзя. Это предмет договора, то есть в отношении какого произведения передаются права издателю и в каком объеме, на какой срок, на какой территории (по всему миру или по России), за какое вознаграждение, частота выплаты этого вознаграждения.

Купить книги Ольги Митькиной можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Книги - детям».

С Днем рождения Терри Пратчета

  • 28.04.2018 09:40

Одни считают, что фэнтези должно быть эпичным. Другие предпочитают романтичные книги, где даже мир спасают исключительно ради любви. Третьи хотят как следует посмеяться, но, желая легких шуток, не терпят настоящей иронии, попытки показать мир таким, какой он есть, не сглаживая острые углы. Четвертые ассоциируют фэнтези с хоррором и наслаждаются побоищами, бесконечными «Бу!», леденящими кровь монстрами и кровью, бьющей фонтаном. Одним словом, сколько фанатов фэнтези, столько и мнений о том, каким оно должно быть. Но по-настоящему талантливый писатель не спрашивает у читателя, что бы он хотел. Он просто создает шедевр, который начинают любить самые разные люди, независимо от первоначальных предпочтений. К подобным авторам можно отнести Терри Пратчетта — создателя легендарной серии книг «Плоский мир». 

Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 года. Его родным городом является Бекосфилд, расположенный в Бекингемшире (Великобритания). В юности мальчик видел себя в технической специальности. В то время наука переживала свой подъем, и многие дети хотели стать учеными. В возрасте одиннадцати лет маленький Терри пошел в математическую школу, но уже через два года в нем проснулся писательский дар. Он создал свой первый рассказ, который был опубликован в школьном журнале. Чуть позже, в 1963 году мальчик получил первый гонорар в размере четырнадцати фунтов. Тогда его произведения появились на страницах издания «Science Fantasy». После публикации в журнале «New Worlds» в 1965 году Пратчетт понял, что не хочет заниматься наукой. Он поговорил с родителями и решил прервать образование, чтобы посвятить себя творчеству. Молодой человек устроился на первую в жизни работу в газету «Bucks Free Press».
Последующие годы Терри Пратчетт много писал. Его рассказы были собраны в одну книгу. А в семидесятых годах он опубликовал первые романы в жанре юмористического фэнтези, прославившего имя автора. Это были «Тёмная сторона солнца» и «Страта». Но, увы, книги продавались плохо, а потому издательство, прежде сотрудничавшее с молодым автором, решило разорвать с ним контракт. Это случилось в 1982 году, ровно за год до рождения легендарного «Плоского мира».
Первая история из цикла, которым Терри занимался большую часть своей жизни, появилась в 1983 году и называлась «Цвет волшебства». Серия, полюбившаяся как детям (для них написаны четыре книги), так и взрослым (большая часть цикла рассчитана на совершеннолетних читателей), началась с пародии на фэнтези. Книги повествуют об ином мире, но о таком, который, как в зеркале, отражает нашу реальность. Уникальна и узнаваема стилистика писателя. На страницах живут яркие герои. Множество идей, которые Пратчетт исподволь преподносит на страницах, философичны. Юмор на страницах совершенно особенный. Над шутками Терри Пратчетта смеются люди всех возрастов, хотя большая их часть ориентирована на взрослых.
Критики далеко не сразу оценили «Плоский мир» по достоинству. Но когда это произошло, разные книги цикла номинировались на престижные премии и не раз одерживали победы. В первый раз высокой оценки удостоились «Пирамиды». Это произошло в 1989 году. Роман принес Терри Пратчетту Британскую премию фэнтези. В 2001 году автор получил медаль Карнеги за произведение «Изумительный Морис и его учёные грызуны». А в 2003 году роман «Ночная стража» выиграл премию «Прометей». 
До нулевых годов Пратчетт считался самым популярным и читаемым автором Великобритании. Побить рекорды его продаж и общественной любви смогла только Джоан Ролинг и ее истории о Гарри Поттере — мальчике, который выжил. 
Не приходится удивляться, что на творчество Терри Пратчетта обратили внимание кинематографисты. Первая экранизация книг автора была в формате мультфильма. Поклонники серии и сегодня могут посмотреть киноленты, в основу которых легли произведения «Вещие сестрички» и «Роковая музыка». Из показывали на четвертом канале в Великобритании. Позже, уже в 2006 году вышел первый двухсерийный фильм по книге «Санта-Хрякус». Канал Sky One приурочил это событие к Рождеству. «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» были экранизированы двумя годами позже. По телевидению показали их двухсерийную версию. «Держи марку!» — этот фильм появился в 2010 году и также состоял из двух серий.
Помимо телевидения, начиная с девяностых годов прошлого века в широкое пользование вошли компьютеры и игровые приставки. Разные компании по всему миру стали создавать игры, в основу которых нередко ложились популярные книги. Творчество Терри Пратчетта просто не могли обойти стороной, тем паче сам жанр фэнтези словно специально создан для компьютерной интерпретации. В разные годы были созданы четыре игры, высоко оцененные геймерами во всех странах мира. Первая из них называлась «The Colour of Magic» (в переводе — «Цвет магии»). Она была сделана по мотивам одноименного романа. Играть в нее можно было на приставке. «Discworld» (1995) и «Discworld 2: Missing, presumed… !?» (1996) — это рисованные игры о путешествиях, которые были модны в конце девяностых. Первая игра сделана по мотивам романа «Стража, стража!», а вторая является ее продолжением. Уже позже геймеры смогли насладиться еще одной игрой по романам Пратчетта — «Discworld Noir». Она появилась в 1999 году, тоже являлась квестовой, но выполнена была в 3D формате.
Сегодня, в день рождения знаменитого Терри Пратчетта, который, к сожалению, ушел из жизни в 2015 году, хочется отметить, что жанр юмористической фантастики не вышел из моды и по-прежнему находится на пике. Очень популярны и книги о других мирах, прогуляться по которым с удовольствием отправляются наши современники. Возможно, некоторым из них уготована судьба «Плоского мира» и столь же большая любовь читателей. 
 

В другие миры приглашает всех желающих книга Олега Качалова «Колдун из Черной перчатки». Это классическая фэнтези-вселенная, где балом правят мечи и магия, только вот герои здесь особенные. Их нельзя назвать ни темными, ни светлыми, ибо все относительно. Но никто не откажет Тейлору Мору, рожденному, чтобы стать богатым купцом, но попавшему в рабство и выбравшему служению магам из Черной башни, в смелости, находчивости, упорстве, отваге и, главное, — в недюжинном уме, благодаря придумкам которого до самого конца невозможно угадать, куда ведет нас сюжет.


Другим мирам и возможности их пересечения с нашей реальностью посвящена книга Игоря Языкова «Герои планеты Земля 1: запретные порталы». Один юноша, мечтавший о сверхъестественных способностях, обнаружил в себе неожиданный дар. Он стал предметом наблюдения тайной организации иномирцев, живущих на Земле и скрывающих от людей все особенное, будь то магия или технологии, и решил бросить им вызов, так как свято верил, земляне должны знать правду. Вот только готовы ли они?


«На огненных крыльях ночи» — новая книга Елены Пастуховой, в которой все предстает не таким, каким кажется. Иногда вампиры, оборотни и драконы могут оказаться героями, а эльфы и рыцари без страха и упрека — опустить руки перед лицом катастрофы.


«Воинственная и потомок берсерков» — чудесная книга о мире меча и магии от Александры Лерман. Студентам из магического Института придется отправиться на поиски своего пропавшего директора. Конца и края не будет приключениям и битвам, которые им предстоит пережить.


Сказка для взрослых «Зеркало судьбы» от Татьяны Никифоровой обещает не только яркие картинки и мифические сюжеты, странным образом пересекающиеся между собой, но и совершенно новый мир, который можно было бы назвать миром мечты, если бы не его несовершенство, с которым и борются герои, исправляя собственные и чужие ошибки.


В мир, где магия и эльфы есть, но в них мало кто верит, приглашает Елена Пеньковская на страницах книги «Голубая лилия». Юная знахарка из небольшого селения, столкнувшись со злобой, ненавистью и неприятием, вынуждена покинуть родные края и отправиться в неведомые ей земли, чтобы там, среди мифических эльфов, узнать, какое отношение к мудрому народу имели ее родители и как с ними связана она сама.


«Легенда четырех мастей» — роман Марины Дьяченко (младшей) рассказывает авантюрную историю, которая приключилась в ином, магическом мире. Героями могут быть фокусники, шулеры, иллюзионисты, да кто угодно, если осталось всего восемь дней, чтобы достичь общей цели и одолеть врага, жаждущего власти. Их пятеро, и они очень разные. Но, объединив усилия, они смогут противостоять любому злу.


Об иных мирах, их существовании, о тайнах, скрытых от глаз, и чудесах говорится на страницах книги Сьюзан да Сильвы «Стражи Пандемониума» и в повести Людмилы Чеботаревой «Акколада», в романе Катерины Калюжной «Демоны мрака» и в захватывающей дух истории Олега Качалова «Чернокнижники», в фантастических детективах Льва Альтмарка из серии «Мент — везде мент!» и в научно-фантастической повести Евгения Щедрина «Племя с левого берега реки». 
Купить фэнтези о других мирах можно в интернет-магазине «#Книга».

Есть ли современная фантастика? Не умерла ли она вместе с братьями Стругацкими

  • 27.04.2018 17:07
Некогда люди полагались на волю богов и даже не помышляли о том, чтобы самим выйти за порог и начать изучать мир вокруг себя. Это было не просто страшно и опасно, но воспринималось как кощунство и богохульство. Веками ученые, рискнувшие разрушить привычные рамки, ставились вне закона. История знает массу примеров, когда человек, сделавший какое-то великое открытие, кончал жизнь в тюрьме или даже на костре как еретик. 
Только в конце семнадцатого — в начале восемнадцатого века наука вышла из-под тотального запрета и постепенно, сперва медленно и осторожно, а потом все быстрее и быстрее, неуклонно наращивая обороты, начала развиваться. Своего пика технический прогресс достиг в двадцатом веке, а в новом тысячелетии вышел на совершенно иной уровень. Вместе с формированием технической мысли появлялись не только неведомые доселе возможности, но и особенные мечты. Люди, которые прежде завороженно смотрели на звезды, наделяя их сверхъестественными свойствами, стали мечтать о том, чтобы попасть в космос, они принялись фантазировать о различных новшествах, которые облегчили бы их жизнь словно по волшебству, о медицинских достижениях, поставивших бы человека на следующий этап эволюционного развития.
Естественно, все это нашло свое отражение в литературе. Постепенно стали появляться первые произведений, написанные в жанре позже получившим название научной фантастики. Среди отечественных писателей в числе первопроходцев оказались В. Ф. Одоевский, автор вышедшего в 1840 году романа «4338-й год», А. И. Куприн, В. Я. Брюсов и другие. Наиболее известные западные фантасты первого поколения — Э. Гамильтон, Э. Р. Берроуз и другие.
В середине двадцатого столетия наука совершила новый виток. Космос стал ближе, мир понятнее, технические новинки широко вошли в быт людей. Научная фантастика выделилась не просто в отдельный литературный жанр, а была определена. Установили определенные каноны и цели, которые наиболее полно изложил основатель термина science fiction, британский инженер Хьюго Гернсбек. Сделал он это еще в 1927 году, когда сказал, что фантастика должна удовлетворять потребность в новых знаниях прежде всего людей технических специальностей и давать толчок для развития творческой инженерной мысли. В шестидесятых годах эти принципы стали основополагающими, но, в то же самое время, научная фантастика объединила в себе и традиционный для литературы драматизм, и создала множество конфликтов личности, и поставила перед обывателями новые морально-этические проблемы. Она стала тем звеном, которое объединяло науку и жизнь, реальность и мечту. 
Важно отметить, что настоящие книги в научно-фантастическом жанре формируют идеалы. Они заставляют человека поверить в себя и дают ему стимул двигаться дальше. Во власти фантастов — сформировать образ героев, которым хочется подражать. Но что едва ли не самое важное — многие придумки, которые казались чуть ли не волшебством на страницах книг, в итоге стали реальностью. Привести примеры можно из обычной жизни. Телефоны, видеозвонки, голограммы и многое другое появились сперва именно в литературе, а лишь потом вошли в обиход.
Если говорить о ведущих русских фантастах прошлого века, невольно вспоминаются братья Стругацкие, чьи книги до сих пор служат своеобразным эталоном. Многие современники стараются ориентироваться именно на их творчество, создавая свои произведения. В книгах Бориса и Аркадия Стругацких высказано много интересных идей, все технические детали берутся не из воздуха, а базируются на твердом знании предмета, в них рассматриваются социум и проблемы человеческой психи. Одним словом, каждое творение классиков можно назвать шедевром.
Скептики, убежденные в том, что сегодня настоящая фантастика мертва, полностью вытесненная фэнтези, любят говорить, что после Стругацких нет никакого смысла даже пытаться написать нечто стоящее. Однако, как показывает практика, данное утверждение далеко от истины. Конечно, в последние годы развелось множество псевдофантастов, которые собственные безумные идеи возводят в культ науки и пытаются доказать, заодно снабдив книги какими-нибудь магами или еще чем-то мифическим. Тем не менее, можно задаться целью и отделить зерна от плевел. Тогда становится очевидно, что современных писателей, готовых по-настоящему работать над своими произведениями и писать их в классических канонах без допустимых сегодня вольностей, по-прежнему много. Выделяется на общем фоне петербургский автор Фарра Мурр, из-под пера которого вышли антиутопическая фантастика «Третья сила» и фантастический детектив «Я есмь». В своих романах Фарра Мурр проповедует вечные ценности и незыблемую мораль. Он призывает творить и созидать, бороться во имя общего блага, делать новые шаги на пути прогресса, ставить перед собой цели и достигать их, не зацикливаться на войнах и разрушении и посвятить себя прогрессивным идеям в других областях. Он возвращает из небытия само понятие идеализма и вспоминает о человеческом героизме, делая его не чем-то умозрительным, а вполне реально-прикладным.
Купить книги в жанре научной фантастики можно в интернет-магазине «#Книга».
Яндекс.Метрика