Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений

Человек эпохи

  • 23.12.2017 18:45

zabotin

Херсон – город корабелов

Невозможно представить историю нашего края без таких выдающихся исторических личностей как князь Г.Потёмкин-Таврический, генерал-цехмейстер И.Ганнибал, генералиссимус А.Суворов, адмирал Ф.Ушаков. Они являются основателями Херсона, который в то далёкое время считался столицей Таврии, губернским центром огромной территории юга Украины.

Поначалу в Херсоне принялись создавать крепость, верфь и порт. Здесь же действовало адмиралтейство. Один за другим спускались на воду военные  корабли. Головным был 66-ти пушечный корабль «Слава Екатерины», построенный в 1783 году.

А вскоре Херсон, как город-верфь, стал сдавать позиции. Первенство перехватил Николаев, возникший уже позднее. Туда же переместилось адмиралтейство.

И понадобилось почти два столетия, чтобы Херсон вернул славу города-корабела. Без сомнения, в этом была огромная заслуга Всеволода Фёдоровича Заботина.  Под его умелым и энергичным руководством судостроение не просто возродилось на берегах Днепра, но и завоевало всемирное признание.  Современные, прекрасно оснащённые по последнему слову техники, суда строились не только для отечественного флота, но и на экспорт – впервые в Советском Союзе. Заказы от судовладельцев на херсонские танкера, сухогрузы, ледоколы, доки поступали из таких высокоразвитых стран как Греция, Германия, Англия, Япония, Китай. Было сдано иностранным заказчикам 102 судна в двадцать стран мира. Недаром Херсонскому судостроительному производственному объединению (ХСПО) в 1980 году был присуждён международный приз «Золотой Меркурий». 

В 1969 году в горисполкоме принимается решение о присуждении герба Херсона наилучшей продукции, выпускаемой в городе. И первыми заслужили это высокое право суда серии «Славянск». С гербом Херсона на борту находились тогда в плавании 24 сухогруза.

О Херсоне и херсонских корабелах слава шла по всему миру.

Сейчас трудно представить, что на ХСПО в год строилось 12 полнокомплектных  судов различного типа, то есть в среднем одно судно в месяц.

Первая версия – диверсия

Однако не всё так просто начиналось.

3 июня 1952 г. судосборщики завода заложили первую секцию будущего танкера. Первенец рос быстро, на стапеле уже возвышалась громада корпуса длиной 145 метров, высотой 10 метров.

До Нового года оставалось совсем немного… И вот случился трагический день – 29 декабря 1952 года. Этот чёрный понедельник зарубцевался в сердцах и душах первых корабелов неизличимым шрамом. Как раз в этот день, на заре становления Херсонского судостроительного завода, произошёл взрыв на строящемся танкере.

О мощности взрыва можно судить по такому эпизоду: трёхтонный компрессор, словно пушинку, с палубы танкера закинуло на стрелу подъёмного крана.

– Случай в судостроении уникальный, когда на первом же строящемся судне столько жертв! Подобных трагедий не было ни на одной верфи мира, – утверждал Павел Михайлович Филиппович, проработавший 20 лет начальником стапельного цеха.

Чрезвычайное событие имело одну версию: чей-то злой умысел. Но вскоре дело о диверсии отпало, всё оказалось намного прозаичнее – трагедия произошла из-за преступной халатности молодого газорезчика. Он не отключил после смены шланги с ацетиленом, которые травили газ. И в результате – после первого же касания сварочного электрода к металлу – взрыв и неожиданные последствия...

Уже через три часа после трагедии прибыла из Москвы комиссия для расследования причин ЧП. Был также и министр судостроительной промышленности В.А.Малышев. За нарушение правил техники безопасности на производстве директора завода В.П.Горецкого сняли с должности. Вместо него назначили И.Г.Анацкого.

Министр обязал херсонских корабелов восстановить корпус танкера – за 10 дней. И работа закипела, люди трудились круглосуточно, вырезая искорёженные секции, заменяя их новыми. Заводчанам очень повезло, что машинное отделение, где уже была смонтирована дизельная установка, оказалось неповреждённым.

Судостроители с честью выдержали трудный экзамен. 9 сентября 1953 г. первый танкер с именем «Херсон» был спущен на воду – в свою родную стихию.

За первые девять лет существования ХСЗ – с 1952г. по 1961 г. – были созданы 31 танкер серии «Херсон».

Никто не станет отрицать, что жизнь состоит не только из закономерностей, но и непредвиденных случайностей. 29 декабря 1952 года в день взрыва танкера «Херсон» В.Заботину исполнилось 35 лет. Думал ли он, что вскоре ему предстоит свою судьбу связать  с городом Херсоном и трудиться на Херсонском судостроительном заводе, которому так крупно не повезло в начале его истории?..

Гарантия – слово директора

Биография Всеволода Фёдоровича проста и поучительна. Родился 29 декабря 1917 года в городе Николаеве – в семье служащего. Пятнадцатилетним парнишкой связал свою жизнь с судостроением: начинал рабочим-трубомедником. В грозовом, 1941 году, окончил Николаевский кораблестроительный институт. Во время войны служил  в 733-м стрелковом полку. Но фронту требовались боевые корабли, и молодого инженера направляют на судостроительные заводы – сначала в Астрахань, затем в Баку. Закончилась война, и в 1946 году Всеволод Фёдорович возвратился в родной город. На заводе имени 61 коммунара работал строителем судов, ответственным сдатчиком, начальником стапельного цеха.

А дома его ждала семья – жена Зоя и дочь Наталья, которая родилась в Баку.

Поженились Всеволод и Зоя в начале войны – 30 июля 1941 года. В этот же день судьба подбросила им символическую находку, по народной примете сулящую счастье и удачу. Идя из ЗАГСа, на пыльной николаевской дороге они подобрали подкову. И сохранили её, невзирая ни на какие препоны, до конца своих дней.

Жизнь в Николаеве устраивала Заботиных во всём. Но в министерстве судостроения решили по-другому и направили перспективного специалиста в Херсон.

Появление нового главного инженера в марте 1955 года на Херсонском судостроительном заводе все восприняли безразлично: ну, вот ещё один новичок, посмотрим, на что он способен… Но вскоре быстро изменили своё отношение к нему. Всеволод Фёдорович не бросал слов на ветер, любое начатое дело доводил до логического конца.

Предприятие только становилось на ноги: одновременно строились цеха и  выпускались первые суда. Трудности поджидали на каждом шагу. Однако они не пугали Всеволода Фёдоровича. Его отличало умение на лету схватывать новое, прогрессивное, внедрять без промедления в производство достижения передового опыта. Поэтому в 1961 году В.Заботин являлся единственным человеком, кто реально претендовал на пост директора ХСЗ.

Благодаря  неуемной энергии, неутомимости и целеустремлённости нового руководителя, предприятие легко сформировалось в завод-лабораторию, где осваивались новейшие методы сварки, современная технология, создавались новые виды продукции.

У В.Заботина удивительная память. Никто никогда не видел его с записной книжкой. А он помнил всё: факты, цифры, людей. Нередко случалось и такое: он через год напоминал о делах, про которые забывали даже те, кого они непосредственно касались. Особенно доставалось нерадивым, им спуску от директора не было. С народом Всеволод Фёдорович не заигрывал – был прост и строг. Обычно стиль поведения с подчинёнными диктуют обстоятельства. Одним достаточно несколько слов, чтобы  поняли и добросовестно выполнили поручение. Другим надо напомнить и раз, и два, и даже проверить, как идёт у них работа. А третьи, как говорится,  мёртвого выведут из терпения: к таким приходится и власть употреблять. В.Заботин предпочитал иметь отношения с людьми неравнодушными, толковыми, не бросающими слов на ветер. Сам он был хозяином своему слову. Каждый  работник судостроительного объединения знал, если генеральный директор сказал, значит, так и будет. У него не требовали письменных заверений, справок с печатями. Главной гарантией было слово директора. Поэтому к нему было особое у людей доверие. Пообещал построить дом или детский комбинат к такому-то сроку – можно не сомневаться: новоселья не отменятся.

Оправдал свою фамилию

Рабочий день Всеволода Фёдоровича начинался не с кабинета. На «Волге» объезжал огромную территорию завода, бывая на новостройках, в цехах, где проводилась реконструкция, на стапеле – у строящихся кораблей. Ежедневно посещал микрорайон Корабел, чтобы воочию видеть, как продвигается строительство жилья или школы. Всё подмечал своим зорким орлиным взглядом – положительные сдвиги, упущения, недостатки. Затем в «зелёном» кабинете (так в шутку называлась скамья в тени деревьев возле заводоуправления, где директор часто проводил импровизированные «совещания») исполнителям высказывались замечания, предъявлялись требования.

А на следующий день – всё начиналось снова. Объезжая на машине объекты, проверял, как устраняются погрешности, убеждался, что дело не буксует, не стоит на месте. В.Заботин, открыто выступая против суеты и показухи, отдавал предпочтение кропотливой систематической работе. Большое внимание уделял человеческому фактору, делая ставку на своих заводских специалистов.  И поэтому, кроме учебно-производственного цеха, всеми силами поддерживал херсонские учебные заведения, где готовили корабелов-специалистов разной квалификации: профессионально-техническое училище №5, судомеханический техникум, филиал Николаевского кораблестроительного института. Всеволод Фёдорович ревниво относился к переманиванию своих кадров в другие организации. И это понятно: столько средств, времени, труда надо положить, чтобы подготовить стоящего специалиста, и вдруг отдать его кому-то?!  Душа такого не воспринимала.

Директор отдавал все силы делу, не считаясь ни со здоровьем, ни со временем, и от других того же требовал. Свой коллектив он заставлял трудиться, что называется, на износ. Приходилось и в две смены работать, и сверхурочно, и в выходные дни. Да и за отпуском положенным надо было сделать несколько заходов: «Сначала выполни это, сдай такой-то объект, а там будет видно...» – отговаривался В.Заботин. Однако, как ни странно, такое его отношение к людям находило понимание... среди самих людей. Ведь результаты труда возвращались к ним самим – сторицей. И эти результаты – налицо. Вот вырос чудо-город на месте бывших плавней, весь в зелени, с максимумом удобств для проживания и отдыха. А на берегу Чёрного моря, в Лазурном, возник оазис – один из лучших пансионатов в Херсонщине.

В.Заботин вкладывал душу в то, чем занимался всю жизнь. Он постоянно заботился о трудящихся, создавая для них условия для нормальной работы, полноценного отдыха, укрепления здоровья.

– Известные люди часто заменяли свои фамилии псевдонимами: Улья­нов стал Лениным, Джугашвили – Сталиным, Скрябин – Молотовым... Все­володу Фёдоровичу это было не нужно, он оправдал своей жизнью фамилию предков – Заботин – заботой о трудовом человеке, – так высказался о генеральном директоре Сергей Гаврилович Лобов, главный инженер отдела капитального строительства ХСЗ.

К решению сложных проблем В.Заботин подходил порой неординарно. Вот лишь один показательный пример. Быстро строился микрорайон Корабел. Судостроители вселялись в жилые дома. Вместе с Корабелом подрастало молодое поколение, детишкам требовались детские сады, школы. Первая построенная школа № 9 уже действовала, но мест для учеников не хватало. Возникла срочная потребность в строительстве ещё одной школы. Однако денег на неё не выделили. 

А далее рассказ Раисы Ивановны Чепцовой, председателя ветеранской организации ХСЗ, насчитывающей более тысячи ветеранов.

– Он направил меня и Людмилу Анисимовну Рослякову, корреспондента газеты «Судостроитель», в Комитет советских женщин, который возглавляла Валентина Терешкова.

«Вы, женщины, быстрее между собой всё решите, – напутствовал нас Всеволод Фёдорович. – Имя и авторитет Терешковой много значат, пусть она поспособствует через Министерство судостроительной промышленности о выделении денег на новую школу…». Встреча с этой легендарной женщиной длилась недолго, но была плодотворной. Она очень внимательно выслушала нас. Мы ей показали фотографии Корабела. На снимках жилые дома утопали в зелени, вокруг детских садов, игровых площадок – цветы. Заодно подарили ей фотографию судна «Валентина Терешкова», построенного на нашем заводе. «Это просто замечательный подарок, – растрогалась первая женщина-космонавт. – Уверяю, буду решать вашу проблему обязательно…».

Вскоре на завод поступили деньги для строительства школы № 3, которая теперь уже в статусе гимназии и  носит имя В.Ф.Заботина.

Город в плавнях

5 ноября 1967 года… В этот день строители забили первую бетонную сваю под фундамент будущего жилого дома. Она была своеобразным восклицательным знаком в призыве «Здесь будет город корабелов!». Микрорайон рос на глазах, и вскоре за ним утвердилось название – КОРАБЕЛ.

Многим известны слова М.Ломоносова о том, что Россия будет прирастать Сибирью. Директор ХСЗ В.Заботин, когда принималось непростое решение о местонахождении города судостроителей, произнёс фразу, ставшую исторической: «Херсон будет увеличиваться за счёт плавней!..».  Все другие варианты были отвергнуты. «В обжитых кварталах начнёшь воздвигать дома, старые постройки будут мешать, придётся их сносить, людей переселять в новые квартиры. Так мы своих заводчан никогда не обеспечим жилплощадью…» – здраво рассуждал В.Заботин. В пользу расположения жилого массива на острове, неподалёку от судозавода, приводились и такие аргументы: возможность без проблем добираться на работу, чистый речной воздух, прекрасная питьевая вода из артезианских скважин… Забота о здоровье трудящихся в то время была не на последнем месте.

Жилмассив Корабел, благодаря неустанному вниманию В.Заботина и стараниям самих жителей, хорошел год от года. Он стал одним из престижных районов Херсона. Однако многое из того, что так выгодно отличало Корабел от прочих спальных районов областного центра, – в прошлом. Утеряно прямое его назначение – быть городом-спутником при Херсонском судостроительном заводе. Теперь большинство жителей спешат на остановки общественного транспорта, а не на заводские проходные. Ибо завод не в состоянии обеспечить всех работой.

Удручает и то, что с каждым годом хиреет внешний облик Корабела. Зелёный наряд его ветшает: старые деревья отживают своё, а новые посадки случаются редко. К тому же демонтирована поливочная система, которая являлась жизнеобеспечивающей для зелёных насаждений. Неблаговидная участь постигла и малые архитектурные формы. Заборчики, ограждающие зелёную зону вокруг домов, исчезли. Скульптурная композиция деревянных гномов возле торгового центра уничтожена. «Ракета» на подводных крыльях – символ Корабела – порезана на металлолом. Кинотеатра «Мир» нет как такового.

– Нельзя сказать, что жители острова равнодушно взирали на эту разрушительную картину. Были коллективные обращения к городским властям с требованием дать по рукам расхитителям общественного достояния, – делится воспоминаниями С.В.Комиренко, председатель благотворительного фонда имени В.Ф.Заботина. – Теперь другому поколению предстоит всё восстанавливать и в первую очередь – зелёную зону…

Сейчас Корабелу – 50 лет. И думается, будь жив Заботин, от него бы многим досталось по первое число.

Миссию выполнил

Вся трудовая жизнь Всеволода Фёдоровича Заботина посвящена судостроительной промышленности, которой он отдал 55 лет. Из них четверть века был директором Херсонского судостроительного завода и генеральным директором Херсонского судостроительного производ­ственного объединения. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он – лауреат Ленинской и Государственной премий. Заслуженный машиностроитель Украины. Почётный гражданин Херсона.

В октябре 2005 года возникла идея создать благотворительный городской фонд имени В.Ф.Заботина – по инициативе нынешнего его председателя С.В.Комиренко.

– Мы обязаны поддерживать память о нём постоянно, – считает Степан Васильевич. – Ещё раньше, начиная с  1994 года, мы стали проводить соревнования по волейболу на Кубок имени В.Ф. Заботина. Поначалу в поединках  принимали участие только ветеранские команды из Каховки, Голой Пристани, Херсона. Задавали тон волейболисты, отличившиеся в молодости в крупных соревнованиях. Встречи проходили с хорошим спортивным азартом, волейболисты выкладывались до конца. Поэтому игры вызывали немалый интерес у зрителей. Кубок имени Заботина проводится, как правило, накануне дня рождения знатного генерального директора. И ежегодно. Причём, с каждым годом желающих участвовать в играх становится всё больше. Кроме местных команд из Скадовска, Чаплынки, Голой Пристани, Херсона, за приз ведут борьбу волейболисты Николаева, Одессы, Кривого Рога, Энергодара. Состязания на Кубок Заботина приобрели уже всеукраинский масштаб. И, пожалуй, вскоре Херсон снова может стать «законодателем моды» в волейболе…

Благодаря Фонду имени В.Заботина возрождается спортивная жизнь в микрорайоне Корабел. Спорткомплекс – один из лучших в Херсоне. И недавно юные футболисты провели на нём турнир на приз В.Заботина.

Кроме того, при содействии Фонда вышло уже четвёртое издание книги «Жизнь высшей пробы», посвящённой выдающемуся херсонцу. Это говорит о том, что такая литература востребована среди земляков, уважительно относящихся к Всеволоду Фёдоровичу. А для молодёжи его биография может стать достойным примером.

Возле гостиницы «Бригантина» в сквере стоит памятник В.Заботину. И к нему тянутся ветераны-корабелы, молодые мамы с колясками, в которых, возможно, подрастают будущие судостроители.  

Заботина без всякого преувеличения можно считать человеком эпохи. Такие, как он,  рождаются раз в сто лет. Есть расхожее мнение, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына. А Заботин построил целый микрорайон Корабел, который по его настоянию был не только озеленён, но и поливался ежедневно! То же можно сказать и о здравнице в Лазурном, на берегу Чёрного моря, похожей на оазис. И воспитал Заботин, как детей своих, бессчётное число корабелов! Так что миссию свою он выполнил не просто сполна, а сверх меры.