Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений

Уильям Зиснер «Как писать хорошо»

  • 27.12.2017 13:47

Пособие, которое называют "классическим" в силу возраста и старательно относят к журналистике словно бы для того, чтобы не видеть, как точно и порой не слишком дипломатично Зисснер тычет писателю в глаза прописными истинами.

Я категорически утверждаю, что эта книга (особенно первая половина) годится для любого писателя - автора статей, автора заметок, автора книг, автора эссе… да вообще кого угодно. Чего стоит только следующая цитата:

"Очень немногие осознают, насколько плохо они пишут".

Это прекрасно. Вообще, Зисснер большой поклонник лаконичности и выверенного стиля - но я искренне пищу от восторга, когда встречаю подобные фразы. Нечто подобное есть в чудесной книге Чака Вендига "250 дерзких советов писателю", которую теперь можно купить на русском (и прочесть мой старый отзыв на нее, когда перевода еще не существовало).

Но не переживайте - Зисснер не только "срывает покровы" с очевидного. Например, очень полезным, особенно для начинающего писателя, может оказаться следующее утверждение:

"Не пытайтесь представить себе широкую читательскую аудиторию. Такой аудитории не существует - каждый читатель отличается от других".

В этой, казалось бы, очевидной мысли содержится очень важное зерно, особенно в свете того, как часто нынче любят кивать на некую призрачную ЦА - целевую аудиторию. Ни в коей мере не оспаривая вам факт существования подобного понятия, Зисснер призывает нас не размывать облик читателя, примешивая его в однообразную серую кашицу с набором условных признаков типа "возраст", "пол" и "образование". Читатель прежде всего - личность, вполне самостоятельная и даже не подозревающая, что является частью какого-то облака, которое мы себе представили. И именно этого читателя предстоит завоевать. Снова и снова - а не только один раз. Одного, другого, следующего. Раз за разом.

Как всегда, Зисснер не может удержаться от общеизвестного (но не общеприменяемого):

"Писать учатся, когда пишут".

Можно красиво закатить глаза и сказать, что эта книга только для журналистов. Ну-ну.

Кстати, чтобы не уходить в дебри, сразу еще одну, просто отличную цитату:

"Будьте собой, и ваши читатели пойдут за вами куда угодно. Попробуйте ваять литературный шедевр, и они разбегутся в мгновение ока".

Так вот, тут не только речь о том, что в книге надо быть искренним. Писать текст, который действительно нравится, о героях, которым ты сам сопереживаешь. Не пытаться сочинять в жанре, который популярен, но ты его терпеть не можешь и читаешь через нехочу. Но в этой цитате есть и мысль о том, что читатель не ждет от нас совершенства. Конечно, "внутренний критик" хочет его от нас - но читатель вовсе не так суров. Он хочет интересную историю, хочет слез на глазах и смеха на языке, переживаний и страха. И это особенно верно потому, что в погоне за шедевром мы не только рискуем никогда не дописать книгу вообще, но и можем потерять читателя также легко, как нашли. Напыщенным, выхолощенным слогом, мудреными диалогами, шаблонными персонажами - и все это в погоне за идеалом, которого не существует.

Подытоживая - отличная, пусть и немного "академичная" и не слишком современная книга, в которой щедро разбросаны крупицы мудрости, вместе с историями из журналистской карьеры автора. Да, вторая часть там действительно больше относится к нон-фикшену - почитайте, если надумаете им заняться. 

  • Filed under