Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений
You are currently browsing the Литературный календарь category

«В бумажных домишках живут бумажные людишки и отапливают их собственным будущим»

  • 07.04.2021 13:17
Сценарий жизни давно написан и многократно прожит многими людьми на планете. Школа, институт, работа, семья... Все предсказуемо и логично. Казалось бы, прекрасный план вызывает у многих современников отторжение. Им кажется, что они превратились в марионеток, которых дергают за ниточки. В кукол, лишенных свободы воли и выбора. В эдаких бумажных людей, живущих в бумажных городах.

Эта метафора стала названием романа Джона Грина, который адресовал свое произведение как подросткам, пребывающим в поиске, так и их родителям, склонным к философским рассуждениям о жизни, ее законах и смысле. Закрученный детективный сюжет с элементами триллера и приключений проникнут не только философскими сентенциями, в которых легко можно запутаться, но и психологией. Задача автора противопоставить личность и общество, показать, что нет единого решения, подходящего всем без исключения. Пока одни ищут покой и размеренность, другие предпочитают лететь в порывах ветра, получая удовольствие лишь от неизвестности и непредсказуемости.

На протяжении всего романа "Бумажные города", пока главный герой разыскивает свою сбежавшую из дома соседку и пытается понять, как устроена психология этой роскошной, яркой, самобытной девушки, столь непохожей на него самого, на страницах идет разбор произведения Уолта Уитмена. Стихи в переводе звучат дисгармонично, заставляя русскоязычного читателя гадать, так ли отрывисты и не ритмичны они в оригинале. Но идея, которую находит в строках Квентин, близка и понятна на всех языках. Она подкрепляется диалогами и самими событиями книги. А сводится все к простому тезису: мы не способны в полной мере стать кем-то другим, обуть его обувь и пройти по его пути. Мы не можем заглянуть в окна его души и увидеть все трещинки, что образовались там за годы жизни. Посчитать все ниточки, что еще удерживают связь между ним и реальностью. Как не дано нам отыскать в своем сердце столь мощное зеркало, чтобы с его помощью показать всего себя кому-то еще.

Несмотря на чувство юмора автора и головокружительную динамику, особенно в первой и последней частях, а также эмоциональное напряжение и предвкушение беды во второй главе, главная эмоция после прочтения — меланхолия. Ее причина — переизбыток сложных мыслей, для которых все яркое и зрелищное становится болезненным контрастом, множа дисгармонию и уверенно вытаскивая из зоны комфорта, царящего внутри привычного сценария, в вакуум одиночества в толпе.

10 интересных фактов о жизни Эмиля Золя

  • 02.04.2021 11:49
2 апреля 1840 года в Париже появился на свет мальчик, которого родители назвали Эмиль Эдуард Шарль Антуан Дзола, а спустя годы мир узнал его под именем Эмиля Золя. Знаковая дата заслуживает внимания. Так почему бы нам не погрузиться в воспоминания и не узнать что-то новое о классике французской литературы, которого на родине называют крупнейшим национальным писателем после Виктора Гюго?

1. Золя не является чистокровным французом. Его отец имел итальянское происхождение. Отсюда и звучание фамилии как Дзола, которую лишь позже адаптировали и стали произносить на французский манер.

2. Детские годы будущего классика прошли в нищете. Золя так сильно голодал, что не брезговал есть воробьев, естественно, в жареном виде.

3. У Эмиля Золя нет законченного высшего образования.

4. В юные годы будущий писатель работал в парижском издательстве, где выполнял простые обязанности, например, выкладывал книги на прилавок.

5. Любимыми писателями молодого Золя были Альфред де Мюссе, Альфред де Виньи и Виктор Гюго. Позже круг его интересов пополнили произведения Мольера, Шекспира, Монтеня и Жюля Мишле, который оказал на творчество автора серьезное влияние.

6. На заре своей карьеры, еще в годы работы в издательстве, Золя писал стихи и поэмы. Он показал их своему начальнику, который считался человеком, умеющим безошибочно предугадывать судьбу рукописи. Тот сказал, что эта книга не будет продаваться, но отметил талант юноши и предложил ему сосредоточиться на прозе.

7. Первые публикации Золя в прессе были журналистского характера. Статьи автора выходили на страницах «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune». А первые художественные прозаические произведения являлись романами-фельетонами. В качестве примера можно привести «Марсельские тайны».

8. Став профессиональным писателем, Золя работал ежедневно без выходных, уделяя творчеству девять — десять часов в сутки. В среднем он писал от тысячи до двух с половиной тысяч слов в день. Отвлекался он лишь тогда, когда нужно было выполнить неотложные дела по дому, например, подстричь крольчатник.

9. У Эмиля Золя было две жены. Свою вторую супругу Жанну Розеро, которая родила писателю двоих детей, он встретил в возрасте сорока семи лет. Тогда ей было всего двадцать и она являлась обычной прачкой. Но Золя уже был достаточно богат, чтобы содержать любовницу, коей и была в первое время Жанна.

10. В 1898 году Золя по идеологическим соображениям вмешался в громкий судебный процесс. Судили еврея Альфреда Дрейфуса, который занимал должность офицера французского генерального штаба. Его обвиняли в шпионаже в пользу Германии. Позиция адвокатов была откровенно антисемитской, что покоробило писателя. Он не смог остаться в стороне и написал открытое письмо президенту, которое получило название "Я обвиняю". Эта выходка не прошла бесследно. Золя сам попал под суд и получил один год наказания. Впрочем, были и другие результаты его протеста. В Израиле несколько улиц носят имя писателя.

Свою кончину французский классик встретил 29 сентября 1902 года. Никто толком не знает, что произошло. Официально принято считать, что причиной смерти стало отравление угарным газов. Но у Золя имелось множество политических противников. Нашлись люди, которые утверждали, будто писатель был убит, а отравление — это инсценировка. Впрочем, им не удалось ничего доказать.

Рюноскэ Акутагава: короткий взгляд на Восток

  • 03.03.2021 10:46
Традиционно в западных странах, в том числе в России, мало знают и еще меньше понимают культуру Востока. Но это вовсе не значит, что азиатский континент подарил миру меньше талантливых личностей, сделавших огромный вклад в искусство, чем европейский. Пришла пора заполнять пробелы в образовании и устремить свои взоры в непривычную сторону.

В первый день весны 1892 года в столице Японии на свет появился человек, именем которого названа одна из престижнейших японских литературных премий. Миру он стал известен под именем Рюноскэ Акутагава, хотя его отец носил фамилию Ниихара. Знаковое для истории литературы событие произошло в час Дракона дня Дракона года Дракона. Первый иероглиф имени мальчика означает это мифическое животное. Отец Рюноскэ торговал молоком. Ему было больше сорока, его жене тридцать. В те далекие от современности годы японцы считали, что иметь детей в таком возрасте — дурная примета, счастья это не принесет. И верно, когда малышу было всего десять месяцев, его матушка покончила с собой в психиатрической клинике. Будущий писатель попал в семью своего дяди по материнской линии. Именно его фамилию он в последствии носил.

В новом доме мальчика приняли хорошо. Не имея собственных наследников, дядя и тетя посвятили себя его воспитанию. Они были людьми образованными, начитанными. Среди их предков встречались литераторы и ученые. О своем наследии взрослые не забывали и передали эту память воспитаннику. Они привили ему увлечение средневековой поэзией и классической живописью, а заодно уважение к старинным традициям, включавшим патриархальный уклад.

Рюноскэ учился на факультет филологии в Токийском университете и специализировался на английской литературе. Он очень любил читать. Из восточных писателей предпочитал труды Нацумэ Сосэки и Мори Огайя. В числе любимых авторов-европейцев выделял Михаила Достоевского, Антона Чехова, Николая Гоголя, Ги де Мопассана и других. Впрочем, юноша не только читал, но и писал сам, как правило, вдохновленный тем, что узнал из произведений классиков, в числе которых были "Шинель", "Вишневый сад", "Вальшнеп".

В компании единомышленников молодой человек стал издавать студенческий журнал "Новое течение", что по-японски звучит как «Синситё». На его страницах он впервые разместил собственное творение. Это был рассказ "Старик". С тех пор он не прекращал работать над новыми идеями. Успех пришел быстро. Публика полюбила его произведения, среди которых рассказы "Ворота Расемон", "Муки ада" и другие. В своем творчестве Рюноскэ обращался к средневековым мотивам.

Окончив институт, Акутагава устроился работать преподавателем английского языка в Морское механическое училище, но долго на этой должности не продержался. Спустя три года он занялся журналистикой. В это время писатель стал испытывать начал страдать нервными расстройствами. Он с радостью ухватился за возможность посетить Китай в качестве специального корреспондент, надеясь, что путешествие поможет отвлечься и исцелиться. Увы, этим надеждам было не суждено оправдаться.

Страдая от бессонницы и частых нервных расстройств, Рюноскэ находил в себе силы творить. Именно в это время были созданы его лучшие работы. Как позже говорил Аркадий Стругацкий, рассказ "В чаще", появившийся в 1922 году, был совершенно уникален. Ничего подобного в истории литературы никогда не существовало.

В двадцатые годы, сразу после публикации отмеченного критиками и коллегами-писателями произведения, Акутагава сменил стилистику повествования на более лаконичную, стал касаться вопросов пошлости и безвкусицы в жизни, неоднократно писал автобиографические произведения, публиковал афоризмы собственного сочинения и эссе. Его душевное состояние, которое продолжало ухудшаться, вылилось в ряд рассказов, в частности "Зубчатые колеса", где Рюноскэ подробно рассказывает об являющихся к нему галлюцинациях. Знаковыми произведениями последних лет жизни автора также являются "Жизнь идиота" и "Письма старому другу". В них отчетливо видны суицидальные настроения, которые не оставляли Акутагаву в покое.

Эта история окончилась печально. Талантливый писатель, который поразил мир неординарностью мышления, покончил жизнь самоубийством 24 июля 1927 года.

Мороз по коже, или Мифы о Гоголе

  • 16.11.2020 12:37

Когда из жизни уходят талантливые люди, вокруг их прошлого и самой кончины, даже абсолютно прозаичной, частенько начинают ходить слухи. Примеров можно привести сколько угодно, в том числе не из такого уж далёкого прошлого. Элвис Пресли, Мэрилин Монро, Курт Кобейн, Джон Кеннеди… Есть загадочные личности и в отечественном бомонде различных эпох. Одной из них, без сомнения, является Николай Васильевич Гоголь.

Многие произведения автора имеют налёт мистики. Духи прочно завладели фантазией писателя ещё в те дни, когда он был ребёнком. Тогда бабушка рассказывала ему всякие истории о потустороннем. Это произвело неизгладимое впечатление на эмоционального мальчика. Впоследствии Гоголь не раз утверждал, что видел и слышал то, что от других было скрыто. Данный факт породил мнение о том, что он, возможно, был колдуном. Парадоксально, что подобных теорий придерживается даже ряд современников.

Между тем исследования, проведённые психиатрами в наши дни, доказывают, что он всего лишь страдал от серьёзных расстройств личности, которые вызывали обман зрения и слуха. В доказательство этой теории можно привести многочисленные записи людей, живших в одно время с классиком. Они не раз свидетельствовали о его сложном характере, резких переменах настроения, обидчивости, вспыльчивости, странных привычках (скатывание хлебных шариков, распихивание сладостей по карманам и поедание их по углам на мероприятиях). Всё это вписывается в картину серьёзного и довольно сложного заболевания, не поддававшегося коррекции в первой половине девятнадцатого столетия.

Обидчивость, вспыльчивость, неуверенность в себе, одним словом, полный букет разного рода проблем с восприятием действительности, повлекли ещё одну странность в поведении Гоголя, которая в свою очередь стала почвой для произрастания очередных легенд. Известно, что Николай Васильевич жёг собственные рукописи. Яркий пример тому — история с поэмой «Ганс Кюхельгартен». Она была написана в стиле немецкой романтической школы и вышла под псевдонимом В. Алов. Критики разгромили произведение в пух и прах.

Гоголь, задетый за живое, скупил все нераспроданные экземпляры и предал их огню. И это при том, что широкая общественность в то время так и не узнала, кто скрывается под незнакомым именем. А за несколько дней до смерти писатель, пребывая в исступлении, начал жечь свои бумаги. Считается, что он спалил дотла второй том «Мёртвых душ». После этого, как утверждают очевидцы, он лёг в постель и долго плакал. При этом есть эксперты, полагающие, что гибель романа была просто случайностью, вызванной общим неважным состоянием ума и тела писателя.

Но самые интересные и вызывающие мороз по коже мифы о Николае Васильевиче имеют отношение к его смерти и последующим событиям. Согласно официальной версии, Гоголь умер в феврале 1852 года от крайнего истощения. Оно было вызвано его аскетическим образом жизни, строгим соблюдением многочисленных постов, но прежде всего психическими отклонениями, лишавшими писателя аппетита. Однако существуют и другие идеи на этот счёт. Например, историк Антон Владимирович Карташёв предположил, что гибель наступила в приступе спиритуализма (попытки общения с духами и проникновения в посмертие).

А главная гипотеза, будоражащая сознание потомков, заключается в том, что классик вовсе не был мёртв ко дню похорон, а находился в состоянии летаргического сна. Она подтверждается сразу несколькими фактами. Во-первых, Гоголь неоднократно утверждал, что с ним случались подобные приступы. Он панически боялся быть похороненным заживо и просил своих близких, чтобы после его смерти они дождались очевидных признаков разложения. Между тем обряд погребения состоялся в положенный срок, то есть на третий день после гибели писателя.

Но есть и второе косвенное доказательство. Тело Николая Васильевича нашло приют на кладбище при Даниловом монастыре, где стояла посвящённая ему гробница. В 1930 году, после смены власти, началось отрицание всего церковного. Храмы повсеместно закрывались.

Не стала исключением и эта святая обитель, откуда был убран некрополь. Лишь несколько человек удостоились чести найти новое обиталище на Новодевичьем кладбище. Среди них и Гоголь. Могилу вскрыли. Крышку гроба подняли при многочисленных свидетелях. А дальше начались чудеса. Показания присутствовавших путались и разнились. Кто-то говорил, что голова скелета была повёрнута набок. Якобы это из-за того, что писатель очнулся и метался в своём гробу, пока смерть его не настигла. И это ещё не всё.

Некоторые утверждают, будто головы вовсе не оказалось на положенном месте. Сегодня принято считать, что это лишь выдумка. Но мифами она обросла преизрядно. Один из них гласит, что голова писателя пропала в 1908 году, когда могила перестраивалась. Она попала в руки заядлого театрала Алексея Бахрушина. Шептались, якобы голова Гоголя стала не первой в коллекции этого человека. Он поместил её в особый футляр, который позже был передан в руки родственника писателя, человека по фамилии Яновский (естественно, отдал её фанатик не добровольно). Забрав ларец, молодой человек решил отправить останки в Италию, которую при жизни обожал Николай Васильевич. Сам Яновский по долгу службы оставить страну не мог, поэтому попросил об услуге некоего итальянского капитана.

Вот только обрести покой голове было не суждено из-за шутки младшего брата доверенного лица. Решив позабавиться над друзьями, он взял шкатулку с собой в путешествие, решив открыть её в поезде и всех хорошенько напугать. Вроде бы он даже сумел воплотить свой план, но доподлинно это неизвестно. Как только крышка была поднята, весь состав пропал и теперь лишь изредка появляется в разных уголках Европы в качестве призрака.

Конечно, верить всему не стоит. Как говорится, на заборе и не такое иной раз напишут. Но почитать подобные легенды и пощекотать себе нервы бывает очень увлекательно. Невольно в голову напрашивается мысль: а вдруг что-то такое, капельку бесноватое, есть на свете? Не просто так ведь рождаются мифы!

Нил Гейман. Человек, которому сопутствует успех

  • 13.11.2020 12:01

«Я был уверен, что раздастся стук в дверь, и на пороге появится человек с папкой в руках, который скажет мне, что всё кончено, меня разоблачили и теперь мне придётся найти настоящую работу». Эти слова сказал не какой-нибудь никому не известный писатель, чей единственный роман случайно «выстрелил». В одном из интервью журналистам так сказал Нил Гейман, подаривший миру множество бестселлеров. Упоминание о том диалоге можно найти в Сети, а также в мотивирующей книге для начинающих литераторов «Я круче Пушкина!», которую написала Ирина Малкова.

Нил Гейман появился на свет 10 ноября 1960 года. Его родители — выходцы из Восточной Европы. Семья имеет еврейские корни. Малой родиной будущего писателя стал британский город Портчестер. В середине шестидесятых мистер и миссис Гейман, родители Нила, открыли свою фирму по производству витаминов. В то же время семья перебралась в Западный Сассекс. Там, в городке под названием Ист-Гринстед, старшие Гейманы изучали дианетику в центре сайентологии. Дэвид Гейман возглавлял церковь сайентологии в Англии. По стопам отца пошла одна из сестёр Нила, которая сегодня живёт в Лос-Анджелесе. Сам писатель не признаёт себя сайентологом.

По образованию Гейман является журналистом. Он писал статьи и брал интервью для различных журналов. А 1984 году свет увидела его первая книга. Это была биография популярной музыкальной группы Duran Duran. А спустя несколько лет он издал следующую работу, посвящённую Дугласу Адамсу и его культовому произведению «Автостопом по галактике». В 1989 году Гейман увлёкся созданием комиксов, которые были посвящены герою по имени Морфей. Он являлся антропоморфным символом Сна. Книги выходили на протяжении семи лет. Нила приглашали к работе над популярным ежемесячным комиксом «Спайн». Им создан один из выпусков. Значимой работой Геймана стала антология «The Sandman: Book of Dreams», куда вошли произведения многих значимых фантастов эпохи. Она заслужила высокие награды, в частности British Fantasy Award. Нил Гейман неоднократно работал над сценариями для фильмов и сериалов. Его послужной список в качестве сценариста впечатляет. В нём эпизоды из сериалов «Доктор Кто» и «Вавилон-5», фильм Земекиса «Беовульф» и другие картины.

Читающая аудитория по всему миру знает Нила Геймана по его романам. Наибольшее значение имеет книга «Благие намерения», написанная в соавторстве с Терри Пратчеттом. Сегодня вся планета увлечена романом Геймана «Американские боги», по которому выходит одноимённый сериал. На страницах речь идёт о противостоянии старых богов, которых колонисты привезли в Америку из Европы, и новых, едва появившихся на свет вершителей судеб, набирающих всё больше силы. Противостоянием руководит Один. А в центре сюжета оказывается его сын, даже не подозревавший о своих корнях. Непростая судьба досталась парню. Но самое трудное даже не отсидеть за решёткой, куда угодил он по глупости, не измена жены с лучшим другом, о которой узнал после их трагической смерти, а разобраться в хитросплетениях божественной лжи, где у всего происходящего есть двойное и даже тройное дно.

Нил Гейман точно не тот человек, которому пристало страдать синдромом самозванца. И тем не менее он подвержен страхам и сомнениям, несмотря на то, что каждому его начинанию сопутствует успех. О чём это говорит простому человеку, который только думает, стоит или нет выходить из тени и обращаться в издательство? О необходимости как минимум попробовать. Ведь наша субъективная оценка себя не всегда соответствует действительности.

Толкин и «Властелин колец»: культ писателя и книги

  • 30.07.2020 04:59

29 июля 1954 года увидела свет первая книга трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Произведение создавалось как единое целое, однако при первой печати его разделили на три части: и по сей день оно публикуется в виде трилогии, хотя и одной книгой. Эпическое повествование сразу покорило читателей и было переведено на несколько десятков языков. «Властелин колец» стал культовым произведением, оказав влияние не только на фэнтезийную литературу, но и на кинематограф. Да и вообще, по сути, явился основой для целой субкультуры в мировых масштабах: появились компьютерные игры, клубы толкинистов и ролевиков.

Тем более покажется неожиданностью, что изначально Толкин вообще не планировал создавать столь масштабное произведение. Ему всего лишь предложили написать продолжение «Хоббита». Эту повесть писатель сочинил для своих детей, но она случайно оказалась в поле зрения издателей «Аллен и Анвин». «Хоббита» напечатали, и эта сказка пришлась по душе юным читателям. Естественно, что издатели захотели новую историю про мохноногих малоросликов, которых придумал Толкин.

Во время обеда с писателем владелец издательства Стэнли Анвин и озвучил своё предложение. Толкин попытался вручить ему уже написанный «Сильмариллион», однако эта книга была отклонена, хоть и получила положительный отзыв. Нужны были именно приключения хоббитов. Так что в декабре 1937 года писатель приступил к созданию новой книги.

«Всё, что я пытался сделать, — это продолжать с того места, на котором завершился “Хоббит“. Он был успешен, естественно, на меня давили, чтобы было продолжение. Я нашёл в нём лишь один момент, который намекал на развитие. Так что я решил избрать Кольцо ключом последующей истории», — позже рассказывал Толкин.

Первая глава получилась быстро. Но потом писатель задумался: поначалу он хотел отправить Бильбо в новое путешествие, но этот герой был стар и несерьёзен для тех приключений, которые уже приходили на ум Толкину. Тогда-то и появился Фродо Бэггинс, племянник старого Бильбо.

Эпическая форма, выбранная писателем для книги, тоже неслучайна. Толкин считал, что после Первой мировой войны и последующей индустриализации страны старая добрая Англия утратила флёр таинственности, а её древние сказания и легенды канули в Лету. Свою миссию писатель видел в воссоздании английского эпоса.

Для него это было несложно: как филолог он прекрасно знал европейские мифы, поверья и прочие древние тексты, в частности цикл легенд о короле Артуре и карело-финский эпос «Калевала».

Когда «Властелин колец» был готов, Толкин обратился в несколько издательств, и только «Аллен и Анвин» согласились напечатать его полностью, остальные же требовали максимально урезать роман. По договору писатель не получал ничего, однако после того, как продажи окупили бы тираж, он имел право на большую долю от прибыли.

Только вот сразу целиком книгу издать не могли — после войны ещё были перебои с бумагой, поэтому роман разделили на шесть частей, которые выходили соединёнными попарно. Небольшие разногласия у Толкина вышли с издательством по поводу заглавия третьей части. Он предлагал назвать её «Война за кольцо», но издатели продавили свой вариант — «Возвращение короля».

Едва книга оказалась на полках в магазинах, как её автора настигла мировая известность. Поначалу предполагалось, что «Властелин колец» будет интересен лишь детям, однако читали произведение люди и разных возрастов, и разного социального статуса. А в 60-е годы на основе романа возникла целая субкультура, получившая название толкинистика.

И сегодня «Властелин колец» остаётся популярным. По нему создают компьютерные игры, фанаты Толкина сочиняют свои фанфики, а ролевики ежегодно устраивают «Хоббитские игры»...

Источник

Толкин и «Властелин колец»: культ писателя и книги

  • 30.07.2020 04:59

29 июля 1954 года увидела свет первая книга трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец». Произведение создавалось как единое целое, однако при первой печати его разделили на три части: и по сей день оно публикуется в виде трилогии, хотя и одной книгой. Эпическое повествование сразу покорило читателей и было переведено на несколько десятков языков. «Властелин колец» стал культовым произведением, оказав влияние не только на фэнтезийную литературу, но и на кинематограф. Да и вообще, по сути, явился основой для целой субкультуры в мировых масштабах: появились компьютерные игры, клубы толкинистов и ролевиков.

Тем более покажется неожиданностью, что изначально Толкин вообще не планировал создавать столь масштабное произведение. Ему всего лишь предложили написать продолжение «Хоббита». Эту повесть писатель сочинил для своих детей, но она случайно оказалась в поле зрения издателей «Аллен и Анвин». «Хоббита» напечатали, и эта сказка пришлась по душе юным читателям. Естественно, что издатели захотели новую историю про мохноногих малоросликов, которых придумал Толкин.

Во время обеда с писателем владелец издательства Стэнли Анвин и озвучил своё предложение. Толкин попытался вручить ему уже написанный «Сильмариллион», однако эта книга была отклонена, хоть и получила положительный отзыв. Нужны были именно приключения хоббитов. Так что в декабре 1937 года писатель приступил к созданию новой книги.

«Всё, что я пытался сделать, — это продолжать с того места, на котором завершился “Хоббит“. Он был успешен, естественно, на меня давили, чтобы было продолжение. Я нашёл в нём лишь один момент, который намекал на развитие. Так что я решил избрать Кольцо ключом последующей истории», — позже рассказывал Толкин.

Первая глава получилась быстро. Но потом писатель задумался: поначалу он хотел отправить Бильбо в новое путешествие, но этот герой был стар и несерьёзен для тех приключений, которые уже приходили на ум Толкину. Тогда-то и появился Фродо Бэггинс, племянник старого Бильбо.

Эпическая форма, выбранная писателем для книги, тоже неслучайна. Толкин считал, что после Первой мировой войны и последующей индустриализации страны старая добрая Англия утратила флёр таинственности, а её древние сказания и легенды канули в Лету. Свою миссию писатель видел в воссоздании английского эпоса.

Для него это было несложно: как филолог он прекрасно знал европейские мифы, поверья и прочие древние тексты, в частности цикл легенд о короле Артуре и карело-финский эпос «Калевала».

Когда «Властелин колец» был готов, Толкин обратился в несколько издательств, и только «Аллен и Анвин» согласились напечатать его полностью, остальные же требовали максимально урезать роман. По договору писатель не получал ничего, однако после того, как продажи окупили бы тираж, он имел право на большую долю от прибыли.

Только вот сразу целиком книгу издать не могли — после войны ещё были перебои с бумагой, поэтому роман разделили на шесть частей, которые выходили соединёнными попарно. Небольшие разногласия у Толкина вышли с издательством по поводу заглавия третьей части. Он предлагал назвать её «Война за кольцо», но издатели продавили свой вариант — «Возвращение короля».

Едва книга оказалась на полках в магазинах, как её автора настигла мировая известность. Поначалу предполагалось, что «Властелин колец» будет интересен лишь детям, однако читали произведение люди и разных возрастов, и разного социального статуса. А в 60-е годы на основе романа возникла целая субкультура, получившая название толкинистика.

И сегодня «Властелин колец» остаётся популярным. По нему создают компьютерные игры, фанаты Толкина сочиняют свои фанфики, а ролевики ежегодно устраивают «Хоббитские игры»...

Источник

В Архангельске воссоздали «беседку Грина», где писатель коротал свою ссылку

  • 23.07.2020 16:36
На берегу Северной Двины в Архангельске снова красуется девятиметровая резная "беседка Грина". В 1910-1912 годах писатель-романтик Александр Грин отбывал на севере ссылку. Современники утверждали, что часто видели его в живописном павильоне, установленном в конце XIX века. В советские годы беседку то ли увезли в Москву, то ли просто снесли. Но жители столицы Поморья о Грине не забыли и просили власти города воссоздать архитектурное свидетельство его прогулок над Двиной.

Новую беседку по муниципальному контракту построили мастера из колонии города Вельска. В этом нет ничего странного, осужденные делают для городов много полезного - от остановок до фонарей. Но беседка Грина стала особым заказом. Это точная копия исторического павильона, воссозданная по старинным фотографиям из отборной северной сосны. Всю работу делали вручную, с помощью лобзика и ножовки.

В Архангельске живет легенда: именно на Северной Двине Александр Грин увидел окрашенные закатом алые паруса, которые вдохновили писателя на создание знаменитого произведения. "О Грине с первых его шагов в литературе складывались легенды, - улыбается сотрудник Архангельской областной научной библиотеки имени Добролюбова Ирина Смирнова. - История об алых парусах хороша уже тем, что благодаря ей северяне знают об этой странице жизни Грина. Он был романтиком, ему нравилось участвовать в революционном движении. За эту деятельность его арестовали и сослали в Архангельскую губернию, где писатель жил со своей женой". Большую часть ссылки чета провела в деревне Великий Двор на Пинежье. Там Грин очень тосковал, написал повесть "Жизнь Гнора" о заточении на необитаемом острове. Затем ему разрешили поселиться на Кегострове, что напротив Архангельска, а последние два месяца перед отъездом супруги жили в самом городе.
Текст: Марина Ледяева ("Российская газета", Архангельск)
Источник

«С кем вы, “мастера культуры”?» Вопросы Горького почти через сто лет

  • 16.06.2020 11:50

Проходят века. Меняются, как в калейдоскопе, картинки за окном. Люди совершают новые открытия и учатся с их помощью облегчать себе жизнь. Но меняется ли сам человек? Его духовный облик, стремления, желания и слабости? А как следствие, так ли сильны перемены в обществе, как всем хотелось и многими ожидалось? Чтобы найти ответ на эти вопросы, достаточно прочитать несколько бессмертных романов классиков и постараться понять, что же подарило этим произведениям вечную жизнь. Уж не актуальность ли тем, которая сохраняется спустя десять, пятьдесят, сто или двести лет?

Ещё больше поводов задуматься — в статьях, которые в разные времена публиковали великие мастера словесности в печатных изданиях. Очень часто они были написаны в обличительном стиле и являлись острыми. Но… почему являлись? Многие из них, как и книги лучших писателей в истории, не утратили актуальности и по сей день.

22 марта 1932 года в целом ряде советских газет появилась статья, принадлежащая перу Максима Горького. Она называлась «С кем вы, “мастера культуры”?». В ней автор говорил о русской, европейской и американской интеллигенции, её потребностях, целях и реальных действиях, жёстко критикуя и осуждая стремление потакать власть предержащим, утихомиривать общественное возмущение сладкой пилюлей лжи, питать пустые иллюзии, а также извращать искусство, которое из прекрасного превращается в уродливое и пагубное для духовного развития. Горький писал:

«Не будет преувеличением, если сказать, что пресса Европы и Америки усердно и почти исключительно занимается делом понижения культурного уровня своих читателей, — уровня и без её помощи низкого. Обслуживая интересы… своих работодателей…»


Он боялся, что любые попытки мыслить искореняются, ненависть, жестокость и неравенство поощряются и оттого процветают, и нет более тех, кто был бы готов посеять семена нового и прекрасного в постылом потребительском мире, где искусство и наука для буржуазии давно превратились в средства достижения сиюминутных целей и обогащения.

В конце статьи автор призывал:

«Пора вам решить вопрос: с кем вы, “мастера культуры”? С чернорабочей силой культуры за создание новых форм жизни или вы против этой силы, за сохранение касты безответственных хищников?»


И хотя прошло почти сто лет, не существует больше Советского Союза, внешне мир стал совсем другим, буквально неузнаваемым, каждый вопрос, что ставится в статье, до сих пор имеет значение, ибо ни один не получил ответа, ни единая проблема не была разрешена, а общество потребителей сделало десятки шагов по пути, с которого, видимо, уже не в силах свернуть.

Читайте также:
Андрей Платонов: «Казнить нельзя помиловать»
Эрнест Хемингуэй: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»
Александр Грин: романтик и мечтатель или непоседа с лихим нравом?

Заказать пиво на двадцати языках мира, или Жизнь Гарри Гаррисона

  • 25.03.2020 07:06

Все поклонники фантастики знают имя классика двадцатого столетия Гарри Гаррисона. Этот человек был выходцем из семьи эмигрантов, приехавших в США с территории бывшего Союза. Его мать являлась внучкой раввина и родилась в Риге. Дед писателя по женской линии работал часовщиком в Петербурге и имел шестерых детей. Перебравшись в Новый Свет, он сумел неплохо устроиться и дал троим сыновьям отличное образование в Йельском университете. Отцом Гарри стал человек по имени Генри Лео Демпси. Он был наполовину ирландцем, наполовину венгром, занимался печатью и жил в Онейде (городке, расположенном в штате Нью-Йорк).

Гарри появился на свет 12 марта 1925 года. Его родным городом является Стэмфорд, штат Коннектикут. Интересная история произошла с ним в первые дни жизни. Отец, вскоре после рождения сына сменивший фамилию на Гаррисон, сообщил семье, что при регистрации мальчик был назван Гарри Гаррисоном, в то время как в документах значилось имя Генри Максвелл Демпси. Но до подросткового возраста ни Гарри, ни его близкие о подвохе даже не подозревали. Спустя годы, начав литературную карьеру, Гаррисон станет использовать «псевдоним» Демпси. Это сделает его уникальным, так как никто ни до, ни после не называл псевдонимом своё паспортное имя, живя под придуманным.

Когда Гаррисону исполнилось два года, родители переехали в Бруклин, а чуть позже — в Квинс. В 1943 году, получив аттестат зрелости, юноша поступил на службу в ВВС, где провёл четыре года, стал инструкторам по стрельбе и приобрёл стойкое неприятие армии, что отразилось в его творчестве. Завершив этот этап жизни, молодой человек решил действовать от противного, и раз уж строгая дисциплина и казарменный образ жизни оказались не для него, он выбрал стезю вольного художника, брал уроки живописи, карикатуры и иллюстрации.

В 1950 году он впервые женился. Однако брак с Эвелин Гаррисон просуществовал около года. После развода женщина недолго оставалась одна. Да и Гарри превращаться в холостяка не планировал. В 1954 году он вступил в брак с Джоан Мерклер Гаррисон. От этого союза писатель имел двоих детей, сына и дочь.

Гаррисон работал художником, был редактором, а в 1956 году увлёкся литературой. Первый значимый роман опубликован в 1965 году. Он назывался «Чума из космоса». На счету автора десятки произведений, среди которых «Фантастическая сага», «Пленённая вселенная», «Стоунхэндж» и многие другие. Наиболее любимы читателями циклы «Мир смерти» и «Стальная крыса». Причём есть доказательства, что события этих двух самых знаменитых циклов происходят в одной вселенной. Главная тема творчества Гаррисона — борьба с войнами, самой идеей армии, авторитаризмом в любых проявлениях. Герои-индивидуалисты неизменно сражаются за идею, нарушая кучу правил.

За свою жизнь Гарри Гаррисон побывал более чем в пятидесяти странах и не раз заявлял в интервью, что способен попросить пинту пива минимум на двадцати языках. Однако будущее он видел за придуманным языком эсперанто. Свою жизнь писатель закончил в Великобритании. Он умер в 2012 году.

Яндекс.Метрика