Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений
You are currently browsing the Энциклопедия литературы category

Эдмон Ростан — человек, рождённый для успеха

  • 15.08.2020 15:32

По каким дорогам идут к литературному успеху писатели? Если заняться изучением истории, сразу бросится в глаза тот факт, что пока одни прокладывают себе тропы сквозь тернии, перед другими открываются относительно прямые трассы. Однако, независимо от исходных данных и причуд фортуны, именно талант является главным ключом к успеху. Талант, дополненный стремлением творить и созидать, невзирая на трудности или соблазны.

Известным французским драматургом неоромантического направления, которому повезло отыскать достаточно короткий путь к вершинам литературного Олимпа, является Эдмон Ростан. Он появился на свет 1 апреля 1868 года. Детские годы мальчика, приходившегося внуком мэру Марселя, были связаны с богатым портовым городом. Его родители часто устраивали приёмы, приглашали местную интеллигенцию, спорили на литературные темы, что и сформировало во многом вкусы и пристрастия ребёнка.

Позже семья перебралась в Париж, где Эдмона отдали учиться на адвоката. Вот только страсти к юриспруденции юноша, увлекавшийся романами Гюго и де Мюссе, так и не испытал. Его привлекала драматургия, которой он и начал заниматься с большим энтузиазмом. Будучи выходцем из обеспеченной семьи, после окончания колледжа он мог позволить вести жизнь денди, посещать литературные салоны и светские приёмы. Музой для писателя стала экстравагантная и романтичная поэтесса Роземонда Жерар. Вскоре пара поженилась. Роземонда послужила прообразом для многих известных персонажей Ростана, в том числе в пьесе «Принцесса Грёза». Она была первым читателем и критиком его работ. Влюблённые адресовали друг другу страстные письма, которые частенько декламировали в салонах. Согласно свидетельствам современников, им было присуще некоторое позёрство и большое стремление к общественной славе.

В 1894 году Эдмон Ростан из салонного писателя превратился в знаменитость. Театр «Комеди Франсез» поставил на своей сцене комедию Ростана «Романтики». Успех был закреплён и приумножен в 1897 году, после выхода пьесы «Сирано де Бержерак». И без того не бедствуя, Ростан стал ещё богаче, поселился в роскошном особняке в центре французской столицы. Его великолепные приёмы описывали многие счастливчики, которым повезло попасть в гости к «модной знаменитости». Ростан увлекался живописью и собирал произведения искусства. Он много путешествовал и построил виллу Арнага в Пиренеях для отдыха семьи.

В 1901 году заслуги Эдмона Ростана официально были отмечены. Он стал членом Французской академии, коим являлся вплоть до смерти от испанки в 1918 году.

Эдмон Ростан — человек, рождённый для успеха

  • 15.08.2020 15:32

По каким дорогам идут к литературному успеху писатели? Если заняться изучением истории, сразу бросится в глаза тот факт, что пока одни прокладывают себе тропы сквозь тернии, перед другими открываются относительно прямые трассы. Однако, независимо от исходных данных и причуд фортуны, именно талант является главным ключом к успеху. Талант, дополненный стремлением творить и созидать, невзирая на трудности или соблазны.

Известным французским драматургом неоромантического направления, которому повезло отыскать достаточно короткий путь к вершинам литературного Олимпа, является Эдмон Ростан. Он появился на свет 1 апреля 1868 года. Детские годы мальчика, приходившегося внуком мэру Марселя, были связаны с богатым портовым городом. Его родители часто устраивали приёмы, приглашали местную интеллигенцию, спорили на литературные темы, что и сформировало во многом вкусы и пристрастия ребёнка.

Позже семья перебралась в Париж, где Эдмона отдали учиться на адвоката. Вот только страсти к юриспруденции юноша, увлекавшийся романами Гюго и де Мюссе, так и не испытал. Его привлекала драматургия, которой он и начал заниматься с большим энтузиазмом. Будучи выходцем из обеспеченной семьи, после окончания колледжа он мог позволить вести жизнь денди, посещать литературные салоны и светские приёмы. Музой для писателя стала экстравагантная и романтичная поэтесса Роземонда Жерар. Вскоре пара поженилась. Роземонда послужила прообразом для многих известных персонажей Ростана, в том числе в пьесе «Принцесса Грёза». Она была первым читателем и критиком его работ. Влюблённые адресовали друг другу страстные письма, которые частенько декламировали в салонах. Согласно свидетельствам современников, им было присуще некоторое позёрство и большое стремление к общественной славе.

В 1894 году Эдмон Ростан из салонного писателя превратился в знаменитость. Театр «Комеди Франсез» поставил на своей сцене комедию Ростана «Романтики». Успех был закреплён и приумножен в 1897 году, после выхода пьесы «Сирано де Бержерак». И без того не бедствуя, Ростан стал ещё богаче, поселился в роскошном особняке в центре французской столицы. Его великолепные приёмы описывали многие счастливчики, которым повезло попасть в гости к «модной знаменитости». Ростан увлекался живописью и собирал произведения искусства. Он много путешествовал и построил виллу Арнага в Пиренеях для отдыха семьи.

В 1901 году заслуги Эдмона Ростана официально были отмечены. Он стал членом Французской академии, коим являлся вплоть до смерти от испанки в 1918 году.

Гарриет Бичер-Стоу: феноменальный успех и забвение

  • 13.08.2020 13:46

Религиозный мыслитель и гуманист Лев Николаевич Толстой, говоря об образцах высшего религиозного искусства, в один ряд с «Отверженными» Гюго и «Записками из мёртвого дома» Достоевского ставил «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Сама автор говорила о своём произведении: «Его создал Бог». Действительно, написать роман она решила после видения, посетившего её во время церковной службы…

Предки будущей писательницы прибыли в Новый Свет на одном из самых первых кораблей. По отцовской линии в роду были кузнецы и священники, по материнской — тоже священники и военные. Самым знаменитым из всех был прадед Гарриет генерал Вуд, который в войне за независимость сражался на стороне Вашингтона.

Отец Гарриет, Лиман Бичер, был достаточно известным в своё время пастором и проповедником и воспитывал детей, коих у него было восемь, в духе уважения к другому человеку и аболиционизма. Он был ярым противником рабства, и случалось, что покровительствовал беглым чернокожим рабам.

Дети, среди которых Гарриет была пятым ребёнком, с младых ногтей впитывали религиозную мораль и любовь к ближнему.

Мать, Роксана, в отличие от сильного и решительного отца, была женщиной мягкой и творческой. Она плела кружева и рисовала миниатюры, ведя при этом большое хозяйство. Но здоровье женщины оказалось подорванным, и она скончалась, когда Гарриет было всего пять лет. А через год девочку отдали в школу, но к этому времени она уже могла наизусть цитировать Библию и почти три десятка духовных гимнов. Педагоги быстро распознали у неё литературный талант и зачитывались сочинениями юной Гарриет.

Лиман Бичер, видя тягу дочери к литературе и наукам, разрешил ей пользоваться своей библиотекой. Так Гарриет впервые познакомилась с английскими классиками, но больше всего её интересовали произведения, написанные женщинами.

Старшая сестра Катарина, стоявшая за равноправие мужчин и женщин в образовании, открыла собственную школу, куда в качестве учительницы устроилась и Гарриет. Девушка преподавала латынь и теологию и даже написала учебник по географии. В это же время она впервые пробует себя в качестве автора небольших рассказов.

Несмотря на внутреннюю силу и передовые взгляды, Гарриет была довольно замкнутым человеком. Одна из немногих её подруг рано умерла от холеры, и на фоне общего горя начинающая писательница сошлась со вдовцом Кальвином Стоу. Они поженились и прожили вместе полвека, воспитав семерых детей.

Но Кальвин, священник и богослов, не был приспособлен к быту, поэтому заботу о семье взвалила на плечи Гарриет. Чтобы заработать лишнюю копейку, она писала для журналов, но не забывала и о своём увлечении — написании рассказов.

Первый из них под названием «Дядя Тим» был опубликован, когда Гарриет было всего двадцать лет. Она получила за него 50 долларов, но пока ещё не считала себя писательницей, хотя всё больше убеждалась в этом призвании.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

 

«Мэйфлауэр, или Очерки нравов и характеров потомков пилигримов» — так называлась первая книга Бичер-Стоу, которая вышла в свет в 1843 году. По сути, это был сборник очерков на бытовую тематику, в котором осуждались человеческие пороки. Раннее творчество писательницы не отличалось художественными достоинствами. К.И. Чуковский, описывая историю создания главного произведения Бичер-Стоу, отмечал: «Статейки были заурядные: не лучше и не хуже множества подобных статеек, которые печатались в мелких журнальчиках».

Но вот однажды, когда Гарриет находилась на богослужении, перед её мысленным взором предстала картина жестокой смерти дяди Тома. Всё было настолько реально, что, вернувшись домой, она тут же описала эту сцену, а затем прочитала её семейству. «О, мама! Рабство самая жестокая вещь на свете», — захлёбываясь слезами, сказал один из сыновей.

Каждую неделю Бичер-Стоу сдавала издателю очередную главу. Когда подошло время последней, он отметил: «Мы не помним, чтобы какое-нибудь сочинение американского писателя возбудило бы такой всеобщий, глубокий интерес, как эта повесть».

Действительно, первое отдельное издание «Хижины», вышедшее в 1852 году, было раскуплено за два дня. Только за этот год книга переиздавалась 120 раз! Успех был феноменальный!

Однако последующие произведения, как, впрочем, и предыдущие, остались незамеченными. Но с отменой рабства «Хижина дяди Тома» утратила свою актуальность и социальный характер и перешла в разряд любимого детского чтения.

Гарриет ещё продолжала писать, но повторить успех «Хижина» уже не получилось. Смерть супруга сильно подкосила её, и последние годы жизни писательница пребывала словно в полусне. Умерла она в своём доме 1 июля 1896 года.

Источник

«По ком звонит колокол»: диверсант — в книге, в кино и в реальности

  • 12.08.2020 13:13

14 июля 1943 года зрители увидели фильм американского кинорежиссёра Сэма Вуда «По ком звонит колокол», снятый по одноимённому роману Эрнеста Хемингуэя. Картина с Гэри Купером и Ингрид Бергман в главных ролях стала одной из весьма значимых в истории мирового кинематографа.

Лента была отмечена двумя премиями «Золотой глобус» и «Оскаром» за лучшую женскую роль второго плана. Обладательницей заветной статуэтки стала греческая актриса Катина Паскино, сыгравшая властную и страстную партизанку Пилар. Кроме того, фильм номинировался на «Оскар» и восьми других номинациях.

Было среди них и представление на лучшего актёра. Действительно, Гэри Купер — звезда «Золотого века Голливуда» — как нельзя лучше подходил на эту роль, что отмечали и сам писатель, и его литературный редактор и издатель Максвелл Перкинс.

Говорят, образ главного героя произведения Роберта Джордана Хэм писал с себя, потому и к выбору актёров отнёсся весьма пристрастно. Однако есть мнение, что прототипом партизана-американца был совершенно другой человек. Собственно, он-то и стал основным толчком к написанию романа.

Бесспорно, картина признана классикой мирового кино, но и её литературный первоисточник по праву называют лучшим произведением Эрнеста Хемингуэя. Роман о событиях гражданской войны в Испании Хэм написал на основе личных впечатлений. Его политические симпатии были на стороне республиканцев, он даже организовал сбор средств для них в Америке, а затем и сам в качестве корреспондента отправился в Испанию.

Обложка книги
Обложка книги "По ком звонит колокол", Фото из Интернета

 

К этому времени по Мадриду уже ходили легенды о таинственном и бесстрашном полковнике Ксанти. О нём знали все, но видели единицы, а для франкистов диверсант-республиканец был самым страшным злом на свете. Если где-то в тылу испанских фашистов внезапно взрывались склады, или обрушивался мост, или сходил с рельсов поезд, было понятно, что это дело рук полковника Ксанти и его партизанской группы.

Хемингуэй, освещавший боевые действия, конечно же, знал о подвигах дерзкого и отважного республиканца, и без откровенной беседы с ним информация о гражданской войне была бы неполной. И потому американский писатель всячески старался найти способ встретиться с загадочным Ксанти.

Долгое время ему это не удавалось, пока, наконец, Михаил Кольцов, бывший в Испании в качестве корреспондента газеты «Правда», не предложил Хемингуэю познакомить его с легендарным полковником.

Понимая, что и для журналиста, и для писателя такой человек — истинная находка, Хемингуэй подготовился к встрече в мадридском отеле «Флорида». Ксанти оказался серьёзным и скупым на слова человеком, тем не менее интервью продолжалось два дня.

Американскому писателю полковник рассказал, что по национальности он македонец, ранее занимался торговлей, а в Мадрид прибыл из Турции. Вначале он оказался в партизанском отряде Дуррути, организовавшего сопротивление режиму Франко, а впоследствии стал руководить разведкой повстанцев.

Немногословный Ксанти настолько поразил Хемингуэя, что тот, по слухам, принял участие в некоторых его диверсиях. Однако этот факт ни чем документально не подтверждается. Сам же писатель утверждал, что принимал участие в боевых действиях и даже стрелял из пулемёта.

Вернувшись из Испании, Хемингуэй написал роман «По ком звонит колокол» и продал авторские права Голливуду. На вырученные деньги писатель приобрёл дом на Кубе, где прожил затем два десятка лет. При этом Хэм участвовал и в написании сценария, и в подборе актёров. Он был счастлив, когда на главную роль пригласили Ингрид Бергман, ведь, по его собственному признанию, описывая героиню, он представлял именно эту актрису.

Фото из Интернета
Фото из Интернета

 

Только вот чего Эрнест Хемингуэй так никогда и не узнал, так это того, кем на самом деле был полковник Ксанти, вдохновивший его на творчество. А ведь в биографии этого человека до сих пор засекречены многие моменты.

Тем не менее имя его известно. Это Хаджи-Умар Мамсуров, советский разведчик, родившийся в Северной Осетии. На момент знакомства с писателем он был майором, но в итоге дослужился до звания генерал-полковника и должности заместителя начальника ГРУ СССР. После Испании Мамсуров вернулся в Россию, участвовал в советско-финской войне, затем в Великой Отечественной.

Гэри Купер наверняка даже не предполагал, что играл советского разведчика. Да и Мамсуров, скорее всего, не догадывался, что стал прототипом литературного героя. Ведь массовым тиражом роман «По ком звонит колокол» в СССР вышел лишь в 1968 году, в год смерти Хаджи-Умар Джиоровича, легендарного полковника Ксанти...

Источник

Линия жизни Роберта Хайнлайна

  • 05.08.2020 15:48

«Я думаю, что научная фантастика, даже самая банальная, даже самая диковинная из всех, независимо от того, насколько сильно она написана, имеет отличную терапевтическую ценность в качестве основного постулата, что мир действительно меняется», — говорил Роберт Энсон Хайнлайн, названный впоследствии «деканом писателей-фантастов». Наряду с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым его относят к «Большой тройке» литераторов, творчество которых значительно повлияло на всю мировую фантастику и во многом предопределило её современное лицо.

Хайнлайн высоко поднял планку литературного качества этого жанра, во всём старался быть логичным и правдоподобным, даже умудрялся предвидеть события и изобретения будущего. При этом он был весьма плодовит, и едва ли не каждое его произведение становилось литературным «хитом». По мотивам многих из них были сняты фильмы и сериалы, а романы Хайнлайна до сих пор издаются на разных языках.

Роберт появился на свет в небольшом американском городке Батлере, что в штате Миссури. Его отец был бухгалтером, а мать домохозяйкой, занимавшейся бытом и воспитанием семерых детей, из которых Роберт был третьим. Семья жила достаточно скромно, так что порою мальчику приходилось спать на соломенном матрасе, брошенном на пол.

Тем не менее рос он весёлым и любознательным, хотя детей воспитывали по-пуритански строго, и это впоследствии нашло отображение в его произведениях, для героев которых слова «долг», «честь», «совесть» — не пустой звук. Лишь в более поздних романах появляются запретные для молодого Хайнлайна переживания — азарт, чувственность, праздность.

Большое влияние на мировоззрение будущего писателя оказал его дед, Альва Лайл: позже в его честь Хайнлайн назовёт одного из своих героев. Роберт часто проводил с дедом время, и тот научил его любить книги и точные науки. Да и первое увлечение астрономией — родом из детства. В 1910 году по небу пролетела комета Галлея, поразившая юного Роберта настолько, что, едва появилась возможность, он увлёкся научной фантастикой, а также перечитал все доступные книги по астрономии. Среди его любимых авторов были Жюль Верн, Герберт Уэллс и Эдгар Берроуз.

Учась в школе, Роберт не оставлял своего хобби, изучая всю возможную литературу по астрономии, тем не менее поступать решил в Военно-морскую академию США, где уже учился его старший брат. Но трудность состояла в том, что по правилам заведения учиться в нём мог лишь один член семьи. Пробиться в академию можно было только по ходатайству конгрессмена или сенатора.

И тогда, чтобы добиться цели, Хайнлайн стал бомбардировать прошениями сенатора Джеймса Рида. В общей сложности их оказалось пятьдесят, и сенатор сдался. Но и Роберт его не подвёл: академию он окончил одним из лучших учеников, был чемпионом по фехтованию.

По завершении учёбы он служил офицером связи на эсминце, но заболел туберкулёзом и после лечения был признан негодным к службе.

Нуждаясь в деньгах, Хайнлайн перепробовал себя в различных профессиях, пока не наткнулся на объявление издательства о конкурсе молодых писателей, где за каждое слово произведения предлагали полцента. В считанные дни Роберт сочинил рассказ «Линия жизни», но отнёс его в конкурирующее издательство, где за слово давали целый цент.

Получив первый гонорар — 70 долларов, — Хайнлайн понял, что писательством можно зарабатывать, и стал строчить повести и рассказы в различные журналы. Их с удовольствием печатали, и читатели вскоре полюбили молодое дарование.

Но Вторая мировая война на некоторое время прервала его творчество: Хайнлайн служил инженером на экспериментальной станции морской авиации. По окончании же военных действий он полностью посвятил себя сочинению романов, став основоположником жанра юношеской фантастики. Самые популярные романы этого направления «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс».

В 60-х годах писатель переходит в другое амплуа: его произведения становятся более «взрослыми», и темы поднимаются в них уже философские. Вершиной его творчества по праву можно назвать романы «Чужак в чужом краю» и «Луна — суровая хозяйка».

Напряжённый труд подорвал здоровье писателя, он пережил операцию на сердце, но до конца дней продолжал работать. Умер Роберт Хайнлайн в 1988 году, тихо, во сне...

Его творческое наследие составляет 54 книги и несколько сценариев. Четырежды он становился обладателем престижной премии «Хьюго», что является рекордом среди фантастов. Но главное: он доказал — будущее уже наступает, а значит, каждый из нас ответственен за него.

Даниил Гранин: жизнь до известности

  • 03.08.2020 08:24

Когда человек слышит имена известных личностей, которые внесли свой вклад в искусство, науку, политику или какую-то другую важную для общества область, он представляет их такими, какими они предстают перед публикой, находясь на вершине профессионального успеха. И мало кто задумывается, что даже самая блестящая карьера начинается с рождения маленького человека, часто — в самой обыкновенной семье. Это потом происходит нечто, превращающее рядового ребёнка в знаменитость. Но что? Когда?

Только прочитав множество ранних биографий выдающихся людей, можно попытаться ответить на эти вопросы. Да и то никто не сможет сказать с уверенностью, правильные ли выводы были сделаны. Ведь зачастую воспоминания о детстве и юности имеют субъективный характер, переиначиваются и преподносятся под соусами, удобными или выгодными самому человеку. И всё же именно там нужно искать истоки всего: популярности, успешности, востребованности. Попробуем сделать это на примере писателя, сценариста и общественного деятеля Даниила Александровича Гранина, подарившего миру такие произведения, как «Искатели», «Иду на грозу», «После свадьбы». В одном из своих многочисленных интервью он сказал: «Родина писателя — детство. Это не моё выражение, но я часто ощущаю его справедливость». Так давайте отправимся в это чудесное место!

Даниил родился вместе с 1919 годом — 1 января. Его настоящая фамилия — Герман, которую ему пришлось сменить в дни литературной славы по просьбе уже известного на тот момент автора Юрия Германа. Малой родиной Даниила является Курская губерния. Отцом мальчика был лесник. Первые годы своей жизни будущий писатель провёл на лоне природы, что оставило яркий след в его душе, в чём сам он неоднократно признавался. Позже в детские воспоминания вплелись городские пейзажи. Мальчик вместе с мамой перебрался в большой и шумный Ленинград, когда ему было всего семь лет.

В городе на Неве прошли школьные годы Даниила. Уже в этом возрасте он увлекался историей и литературой. Однако в 1935 году, закончив десять классов средней школы, юноша решил поступать вовсе не в гуманитарный вуз, а в политех, где изучал электротехнику, и в 1940 году получил диплом инженера. Война застала молодого человека, работавшего по полученной специальности на Кировском заводе. Гранин не собирался отсиживаться и не прилагал ни малейших усилий, чтобы избежать общей для всех мужчин его поколения судьбы. Он ушёл в народное ополчение, попал на фронт и там в 1942 году вступил в партию. За годы Великой Отечественной войны успел повоевать на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Служил в пехоте и танковых войсках. Получил два ранения. К Великой Победе Гранин пришёл командиром роты тяжёлых танков. Война закончилась для писателя в Восточной Пруссии. Однажды, уже став известным литератором, он поведал своим поклонникам, чему лично его научили годы, проведённые в аду: «На войне я научился ненавидеть, убивать, мстить, быть жестоким и ещё многому другому, чего не нужно человеку. Но война учила и братству и любви».

В сороковых никто не знал о писателе Данииле Гранине или Германе. Однако его первые литературные опыты состоялись за несколько лет до начала войны. Первая публикация автора — ещё под настоящей фамилией — состоялась во второй половине тридцатых на страницах журнала «Резец». Там появилось два рассказа о парижской коммуне. Они назывались «Родина» и «Возвращение Рульяка». Но лишь в 1949 году, по мнению самого Даниила Александровича, он начал свою профессиональную карьеру писателя. Точкой отсчёта писатель называл выход в свет произведения «Вариант второй». Войдя в круги литераторов, он обзавёлся псевдонимом, который хорошо отражал главную особенность его творчества — многогранность.

Начало творческого пути Даниила Гранина ознаменовалось короткой прозой. Только в 1951 году читатели смогли познакомиться с его романами. Речь идёт о произведениях «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский». Но и тогда до общественного признания оставалось ещё несколько лет. По-настоящему популярным Гранин стал в 1955 году. Всесоюзную славу ему принёс роман «Искатели».

Творчество автора отличается разносторонностью, простотой, нравственностью и истинной гуманностью. Он писал о людях и для людей, во многом опираясь на личный опыт. В отличие от многих своих коллег, он не пытался предсказывать будущее, не напускал на себя мнимую загадочность, не пытался показать, что является неким мессией. Он не хулил власть, но и не пресмыкался перед ней. Он делал то, что умел лучше всего. И с помощью своих произведений проникал в души читателей, которые не утратили интереса к его книгам, даже когда мир изменился до неузнаваемости и сама страна обзавелась новым названием и границами.

Даниил Гранин: жизнь до известности

  • 03.08.2020 08:24

Когда человек слышит имена известных личностей, которые внесли свой вклад в искусство, науку, политику или какую-то другую важную для общества область, он представляет их такими, какими они предстают перед публикой, находясь на вершине профессионального успеха. И мало кто задумывается, что даже самая блестящая карьера начинается с рождения маленького человека, часто — в самой обыкновенной семье. Это потом происходит нечто, превращающее рядового ребёнка в знаменитость. Но что? Когда?

Только прочитав множество ранних биографий выдающихся людей, можно попытаться ответить на эти вопросы. Да и то никто не сможет сказать с уверенностью, правильные ли выводы были сделаны. Ведь зачастую воспоминания о детстве и юности имеют субъективный характер, переиначиваются и преподносятся под соусами, удобными или выгодными самому человеку. И всё же именно там нужно искать истоки всего: популярности, успешности, востребованности. Попробуем сделать это на примере писателя, сценариста и общественного деятеля Даниила Александровича Гранина, подарившего миру такие произведения, как «Искатели», «Иду на грозу», «После свадьбы». В одном из своих многочисленных интервью он сказал: «Родина писателя — детство. Это не моё выражение, но я часто ощущаю его справедливость». Так давайте отправимся в это чудесное место!

Даниил родился вместе с 1919 годом — 1 января. Его настоящая фамилия — Герман, которую ему пришлось сменить в дни литературной славы по просьбе уже известного на тот момент автора Юрия Германа. Малой родиной Даниила является Курская губерния. Отцом мальчика был лесник. Первые годы своей жизни будущий писатель провёл на лоне природы, что оставило яркий след в его душе, в чём сам он неоднократно признавался. Позже в детские воспоминания вплелись городские пейзажи. Мальчик вместе с мамой перебрался в большой и шумный Ленинград, когда ему было всего семь лет.

В городе на Неве прошли школьные годы Даниила. Уже в этом возрасте он увлекался историей и литературой. Однако в 1935 году, закончив десять классов средней школы, юноша решил поступать вовсе не в гуманитарный вуз, а в политех, где изучал электротехнику, и в 1940 году получил диплом инженера. Война застала молодого человека, работавшего по полученной специальности на Кировском заводе. Гранин не собирался отсиживаться и не прилагал ни малейших усилий, чтобы избежать общей для всех мужчин его поколения судьбы. Он ушёл в народное ополчение, попал на фронт и там в 1942 году вступил в партию. За годы Великой Отечественной войны успел повоевать на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Служил в пехоте и танковых войсках. Получил два ранения. К Великой Победе Гранин пришёл командиром роты тяжёлых танков. Война закончилась для писателя в Восточной Пруссии. Однажды, уже став известным литератором, он поведал своим поклонникам, чему лично его научили годы, проведённые в аду: «На войне я научился ненавидеть, убивать, мстить, быть жестоким и ещё многому другому, чего не нужно человеку. Но война учила и братству и любви».

В сороковых никто не знал о писателе Данииле Гранине или Германе. Однако его первые литературные опыты состоялись за несколько лет до начала войны. Первая публикация автора — ещё под настоящей фамилией — состоялась во второй половине тридцатых на страницах журнала «Резец». Там появилось два рассказа о парижской коммуне. Они назывались «Родина» и «Возвращение Рульяка». Но лишь в 1949 году, по мнению самого Даниила Александровича, он начал свою профессиональную карьеру писателя. Точкой отсчёта писатель называл выход в свет произведения «Вариант второй». Войдя в круги литераторов, он обзавёлся псевдонимом, который хорошо отражал главную особенность его творчества — многогранность.

Начало творческого пути Даниила Гранина ознаменовалось короткой прозой. Только в 1951 году читатели смогли познакомиться с его романами. Речь идёт о произведениях «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский». Но и тогда до общественного признания оставалось ещё несколько лет. По-настоящему популярным Гранин стал в 1955 году. Всесоюзную славу ему принёс роман «Искатели».

Творчество автора отличается разносторонностью, простотой, нравственностью и истинной гуманностью. Он писал о людях и для людей, во многом опираясь на личный опыт. В отличие от многих своих коллег, он не пытался предсказывать будущее, не напускал на себя мнимую загадочность, не пытался показать, что является неким мессией. Он не хулил власть, но и не пресмыкался перед ней. Он делал то, что умел лучше всего. И с помощью своих произведений проникал в души читателей, которые не утратили интереса к его книгам, даже когда мир изменился до неузнаваемости и сама страна обзавелась новым названием и границами.

Андрей Дементьев: судимость отца не стала преградой на пути поэзии

  • 31.07.2020 17:50

Полсотни поэтических сборников, тираж которых превысил миллион экземпляров, — вот творческое достижение Андрея Дементьева и мерило читательской любви к его стихам, которые переведены на многие иностранные языки. Строки этого поэта просты, но глубоко искренни, так что достигают самого потаённого в душе человека. А ещё они очень музыкальны, поэтому многие из них стали песнями.

Будущий поэт появился на свет 16 июля 1928 года. Родным городом для него была Тверь (ранее Калинин). Именно из тверской глубинки были его родители, люди весьма неординарные. Отец, Дмитрий Никитич, сначала работал парикмахером, однако внезапно подался в науку — окончил Тимирязевскую академию, после чего работал на опытной станции, а результаты его исследований не раз публиковались в периодике. У мамы был прекрасный голос, и она занималась в самодеятельной оперной студии. О карьере певца мечтал и маленький Андрей, стараясь равняться на своего земляка — знаменитого тенора С. Лемешева.

На первый взгляд, образцовая советская семья, место которой на доске почёта. Но не вовремя рассказанный анекдот отправил отца на долгие годы в лагеря, а на Андрее оставил клеймо сына «политического».

В одночасье семья и осиротела, и обеднела. Матери приходилось очень трудно, а тут ещё началась война. Как вспоминал поэт, в их рационе появились щи из крапивы, и только летом было немного полегче, так как он собирал грибы, а затем их продавал.

Тем не менее в школу мальчик ходить не переставал. В классах висели карты, на которых флажками отмечали линию фронта, и каждый день ученики слушали сводки с передовой, мечтая о скорой победе.

А потом вернулся отец, но это обстоятельство семье приходилось скрывать, так как жить в крупных городах ему было запрещено. Но он всячески старался помогать родным: смастерил точильный станок и зарабатывал заточкой ножей.

Прилежный ученик и спортсмен, Андрей мечтал после школы поступить в военно-медицинскую академию: его привлекала не только служба, но и то, что студенты здесь получали полный пансион от государства. Однако сын бывшего заключённого дальше порога этого вуза не продвинулся.

А вот в институт международных отношений Дементьев документы сумел подать, однако история пятикурсника, которого отчислили только за то, что его бабушка была из «белых», настолько поразила Андрея, что он тут же покинул вуз. Больше «счастья» в столице он искать не стал, вернулся в родной Калинин, где поступил в пединститут.

К этому времени Андрей Дмитриевич у себя на малой родине уже был известен как начинающий поэт. С детства родители прививали ему любовь к литературе, и ещё в школьные годы он начал понемногу сочинять. Но тогда это было всего лишь увлечением, призванным покорить одноклассницу. Впервые же его стихотворение было напечатано в 1948 году в тверской газете.

Тем не менее стихи Дементьева были замечены двумя поэтами-фронтовиками Сергеем Наровчатовым и Михаилом Лукониным, которые разглядели в молодом человеке дар и поспособствовали его переводу в столичный литературный институт.

Тут Андрей почувствовал себя в родной стихии, тем более что преподавали ему Симонов и Фадеев, Катаев и Маршак. Получив образование, Дементьев по совету Бориса Полевого вернулся в Калинин, где несколько лет работал в прессе. Тут же в середине 50-х вышел его первый сборник «Лирические стихи», за которым последовали другие — «Родное», «Дорога в завтра», «Глазами любви».

В Москву поэт перебрался в конце 60-х и уже через несколько лет вошёл в штат легендарного журнала «Юность». Будучи его главредом, Дементьев открыл для страны многих ныне хорошо известных писателей и поэтов.

Впоследствии опыт в печатной периодике помог поэту выйти и на голубой экран. На телевидении Андрей Дмитриевич вёл множество различных передач.

Имя Дементьева и по сей день на слуху — он прочно входит в двадцатку самых известных отечественных поэтов. А его стихи знают даже те, кто думает, что не знает. А всё благодаря тому, что многие из них стали песнями. Самым знаменитым произведением поэта является, пожалуй, «Баллада о матери», без которой не обходится практически ни один концерт, посвящённый Великой Отечественной войне. «Алексей, Алёшенька, сынок!..» Согласитесь, вы слышали эту трогательную, пробирающую душу песню…

Андрей Дементьев умер два года назад, не дожив до своего 90-летия всего лишь три недели…

Источник

Андрей Дементьев: судимость отца не стала преградой на пути поэзии

  • 31.07.2020 17:50

Полсотни поэтических сборников, тираж которых превысил миллион экземпляров, — вот творческое достижение Андрея Дементьева и мерило читательской любви к его стихам, которые переведены на многие иностранные языки. Строки этого поэта просты, но глубоко искренни, так что достигают самого потаённого в душе человека. А ещё они очень музыкальны, поэтому многие из них стали песнями.

Будущий поэт появился на свет 16 июля 1928 года. Родным городом для него была Тверь (ранее Калинин). Именно из тверской глубинки были его родители, люди весьма неординарные. Отец, Дмитрий Никитич, сначала работал парикмахером, однако внезапно подался в науку — окончил Тимирязевскую академию, после чего работал на опытной станции, а результаты его исследований не раз публиковались в периодике. У мамы был прекрасный голос, и она занималась в самодеятельной оперной студии. О карьере певца мечтал и маленький Андрей, стараясь равняться на своего земляка — знаменитого тенора С. Лемешева.

На первый взгляд, образцовая советская семья, место которой на доске почёта. Но не вовремя рассказанный анекдот отправил отца на долгие годы в лагеря, а на Андрее оставил клеймо сына «политического».

В одночасье семья и осиротела, и обеднела. Матери приходилось очень трудно, а тут ещё началась война. Как вспоминал поэт, в их рационе появились щи из крапивы, и только летом было немного полегче, так как он собирал грибы, а затем их продавал.

Тем не менее в школу мальчик ходить не переставал. В классах висели карты, на которых флажками отмечали линию фронта, и каждый день ученики слушали сводки с передовой, мечтая о скорой победе.

А потом вернулся отец, но это обстоятельство семье приходилось скрывать, так как жить в крупных городах ему было запрещено. Но он всячески старался помогать родным: смастерил точильный станок и зарабатывал заточкой ножей.

Прилежный ученик и спортсмен, Андрей мечтал после школы поступить в военно-медицинскую академию: его привлекала не только служба, но и то, что студенты здесь получали полный пансион от государства. Однако сын бывшего заключённого дальше порога этого вуза не продвинулся.

А вот в институт международных отношений Дементьев документы сумел подать, однако история пятикурсника, которого отчислили только за то, что его бабушка была из «белых», настолько поразила Андрея, что он тут же покинул вуз. Больше «счастья» в столице он искать не стал, вернулся в родной Калинин, где поступил в пединститут.

К этому времени Андрей Дмитриевич у себя на малой родине уже был известен как начинающий поэт. С детства родители прививали ему любовь к литературе, и ещё в школьные годы он начал понемногу сочинять. Но тогда это было всего лишь увлечением, призванным покорить одноклассницу. Впервые же его стихотворение было напечатано в 1948 году в тверской газете.

Тем не менее стихи Дементьева были замечены двумя поэтами-фронтовиками Сергеем Наровчатовым и Михаилом Лукониным, которые разглядели в молодом человеке дар и поспособствовали его переводу в столичный литературный институт.

Тут Андрей почувствовал себя в родной стихии, тем более что преподавали ему Симонов и Фадеев, Катаев и Маршак. Получив образование, Дементьев по совету Бориса Полевого вернулся в Калинин, где несколько лет работал в прессе. Тут же в середине 50-х вышел его первый сборник «Лирические стихи», за которым последовали другие — «Родное», «Дорога в завтра», «Глазами любви».

В Москву поэт перебрался в конце 60-х и уже через несколько лет вошёл в штат легендарного журнала «Юность». Будучи его главредом, Дементьев открыл для страны многих ныне хорошо известных писателей.

Впоследствии опыт в печатной периодике помог поэту выйти и на голубой экран. На телевидении Андрей Дмитриевич вёл множество различных передач.

Имя Дементьева и по сей день на слуху — он прочно входит в двадцатку самых известных отечественных поэтов. А его стихи знают даже те, кто думает, что не знает. А всё благодаря тому, что многие из них стали песнями. Самым знаменитым произведением поэта является, пожалуй, «Баллада о матери», без которой не обходится практически ни один концерт, посвящённый Великой Отечественной войне. «Алексей, Алёшенька, сынок!..» Согласитесь, вы слышали эту трогательную, пробирающую душу песню…

Андрей Дементьев умер два года назад, не дожив до своего 90-летия всего лишь три недели…

Источник

Мольер: человек-театр

  • 31.07.2020 05:44

28 июня 1644 года никому неизвестный актёр бродячей труппы Жан Батист Поклен впервые выступил на сцене под псевдонимом Мольер.

На протяжении нескольких веков предки Жана Батиста ремесленничали, занимаясь обоями и драпировками. Отец будущего драматурга добился на этой ниве значительных высот: он стал не только придворным обойщиком, но и камердинером Людовика XIII.

Поклен-старший очень рассчитывал, что сын достойно продолжит его дело, а может даже выберет и более уважаемую профессию. Поэтому к образованию Жана Батиста подошёл весьма ответственно: определил мальчика в престижный коллеж, где помимо прочих предметов изучали и латынь. Это в дальнейшем пригодилось Мольеру — римских авторов он запросто мог читать в оригинале. Поговаривают, что некоторые произведения он даже переводил на французский.

Окончив коллеж и сдав экзамены, Поклен-младший получил степень лиценциата права, которая открывала перед ним возможности адвокатской карьеры. Тем не менее сам Жан Батист ни о юриспруденции, ни тем более об обоях даже не думал. Он мечтал о сцене и профессии актёра: его манил театр и прельщали трагические роли.

Поэтому, воспользовавшись своей частью наследства покойной матери, Поклен 30 июня 1643 года зарегистрировал у нотариуса собственный маленький театр, которому дал название «Блистательный». Правда, блистать там особо было некому — труппа состояла всего из десяти человек, да и репертуар был неинтересен. Поэтому конкурировать с большими и опытными столичными труппами «Блистательный театр» был не в состоянии.

Единственный выход, который нашёл Жан Батист, — выступления в провинции. Вместе с остатками своей труппы он присоединился к бродячим комедиантам. И дабы не позорить фамилию отца, так как актёрство считалось низкой профессией, взял себе псевдоним Мольер.

Спустя год он уже возглавлял труппу, которая в течение 13 лет разъезжала по провинциальным городам. И так нелёгкая жизнь осложнялась ещё и Фрондой — гражданской войной — а также конкуренцией множества других таких же бродячих трупп.

Но эти тяготы и лишения не уменьшили любовь Мольера к театру, наоборот, укрепили его в правильности выбранной позиции. Только вот точка зрения на искусство немного изменилась: он увидел, что народу неинтересны трагедии, и открыл в себе комический дар. Более того, опыт общения с простым людом помог определиться и с выбором тем для репертуара. Отныне Мольер стремился к оригинальности, чтобы выделяться на фоне остальных, а потому начал оттачивать своё перо. Сначала это были небольшие одноактные пьески, соединяющие в себе французский фарс и итальянскую комедию масок.

Практически ничего из этого не сохранилось. Остались лишь «Ревность Барбулье» и «Летающий лекарь», но далеко не все литературоведы уверены, что они принадлежат Мольеру.

А вот подлинность «Сумасброда» (1655 г.) и «Любовной размолвки» (1656 г.) неоспорима. Это первые литературные комедии Мольера, только вот сюжеты их заимствованы у итальянцев. Но уже в них обозначены образы ловкого слуги и незадачливого господина, которые ещё неоднократно появятся на страницах произведений драматурга.

Успех пьес был грандиозный. Слава о труппе Мольера докатилась и до Парижа, где в то время комедийного театра не было. И Людовик XIV, большой любитель искусств, пригласил комедиантов выступить при дворе.

Мольер начал трагедией Корнеля «Никомед», однако успеха она не имела. Положение спас «Влюблённый доктор», написанный самим драматургом: король так смеялся, что решил оставить Мольера в столице и даже предоставил придворный театр Пти-Бурбон. Поначалу в театре ставили спектакли из уже проверенного репертуара — Мольер изучал вкусы парижан. А уже в ноябре 1659 года на сцене сыграли «Смешных жеманниц», которые имели колоссальный успех.

В 1661 году театр переехал в другое здание — Пале-Рояль — и находился там до самой смерти драматурга. Но прежде чем ставить пьесы, Мольер полностью перестроил интерьер, оборудовав три яруса, партер и ложи.

Пале-Рояль открылся единственной у Мольера героической комедией «Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц», но этот опыт оказался неудачным. Пришлось ему реабилитироваться «Школой мужей».

Вообще, именно в этот период Мольер начинает активно сочинять, создаёт свои лучшие произведения. Но при этом не перестаёт выходить на сцену, предпочитая главные роли исполнять сам.

Так и 17 февраля 1673 года Мольер вышел на сцену, чтобы сыграть в «Мнимом больном». Внезапно ему стало плохо. Король, присутствовавший на спектакле, настаивал на завершении выступления, но драматург решил доиграть. Через несколько минут с ним случился второй приступ, и кашляющего кровью Мольера отвезли домой, где он вскоре и скончался...

Современные любители искусства, конечно, уже не могут оценить высокое мастерство Мольера-актёра, но вот Мольера-драматурга любят и читают и по сей день.

Источник

Яндекс.Метрика