Литературный портал

Современный литературный портал, склад авторских произведений

Что даёт образование человеку?

  • 08.06.2017 10:46

Образование — это система получения знаний человеком, реализуемая даже самыми отсталыми и бедным странами. Образование появилось с возникновением первых государств на Ближнем Востоке, когда люди осели, накопили знания об окружающем нас мире и изобрели письменность. Этим первым государством стало Шумерское царство. Уже пять тысяч лет назад в Шумере действовали школы.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были “профессиональными”, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, в первую очередь конечно храмов и дворцов. Эта задача оставалась главной на протяжении всего существования Шумера. Но по мере  расширения учебных программ, школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания.

Большинство учеников оканчивающих эти школы, как правило,  становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей. Однако определённая их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию. Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних учёных зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью.

Стоит отметить, что школьная программа для таких древних времён впечатляющая. Были найдены школьные “тетради”, таблички с примерами решения математических задач, ряд табличек испещрен длинным перечнем определений и глагольных форм, что свидетельствует о глубоко осмысленном грамматическом подходе. Конечно образование в Шумере не было ни всеобщим, ни обязательным. Основную часть учеников составляли дети зажиточных семей.

Образование позволило человеку выйти в получении знаний за рамки прожитых лет. Весомый вклад в науку и культуру внесли учёные исламского мира в Средние века, в период, называемый “Золотым веком ислама” или “Исламским возрождением”. В это время языком науки стал арабский язык. Были переведены на арабский: индийские, ассирийские, иранские и греческие научные труды. Эти переводы дали толчок развитию средневековой науки. В то время, на территории современного Кыргызстана родились такие мыслители и учёные, как Махмуд Кашгари и Жусуп Баласагын.

 

За период от первых государств до Нового времени люди накопили и сохранили большое количество знаний. В основе своей, эти знания не раскрывали и не объясняли многих происходящих вокруг нас событий и явлений. По настоящему рассвет науки и знаний пришёлся на Новой время. Учёные не просто записывают результаты своих наблюдений и исследований, но уже выдвигают гипотезы, создают теории их объясняющие. Развитие на­уки, рост вни­ма­ния об­щес­т­вен­нос­ти к ее воз­мож­нос­тям при­ве­ли к соз­да­нию пер­вых на­уч­ных со­об­ществ но­во­го ти­па. К их чис­лу от­но­сят­ся Лон­дон­с­кое ко­ро­лев­с­кое об­щес­т­во (1662), идею ко­то­ро­го выд­ви­гал еще Ф. Бэ­кон, Фран­цуз­с­кая ко­ро­лев­с­кая ака­де­мия на­ук (1666). Они фун­к­ци­они­ру­ют по нас­то­яще­е вре­мя. С начала промышленных революций в XVIII-XIX  веках в передовых странах того времени, об­щес­т­ву ста­но­ви­лось все бо­лее яс­ной прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, как и вза­им­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в но­вых об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ни­ях. Появилось обязательное бесплатное образование в ответ на потребность в массовой грамотной рабочей силе, а так же в ответ на демократические революции в ряде стран. Первой страной, которая ввела массовое образование, была Германия. Случилось это в 1794 году. Другим государствам потребовалось более полувека, чтобы прийти к этому: в 1850-х бесплатное образование пришло в США, в 1870-е — в Англию, а спустя 10 лет — во Францию.

У нас массовое и светское образование пришло с приходом советской власти. Первые шаги в построении системы образования прекрасно показал Чынгыз Айтматов в своей повести “Первый учитель”, на примере Дуйшона. Мы видим как Дуйшон прошедший гражданскую войну, прибывает по указанию партии учить детей в высокогорный аул, где родители показывают полное безразличие и непонимание обучению детей грамоте, где закостенели вековые традиции и сильно невежество. Такая ситуация была не только в этом отдельном ауле, а повсеместно.Так же, читая повесть мы понимаем, что школа как и другие образовательные учреждения выполняют не только просветительскую функцию, но  и социально-культурную. Это наглядно видно в том, что Дуйшон прививает идеи социализма. Он также защищает свою ученицу-Алтынай от жестоких традиций и выступает против баев. В конце произведения, мы являемся свидетелями трогательного расставания влюблённых — Дуйшона и Алтынай, как Дуйшон говорит ей о важности получения образования.

В 1966 году ООН принял пакт об экономических, социальных и культурных правах, подписанный и ратифицированный нашей республикой, в 13 статье которой говорится о праве на образование. Сейчас в Кыргызстане тысячи дошкольных, школьных и десятки ВУЗов ежегодно выпускают тысячи выпускников. К числу которых отношусь и я. 61 школа города Бишкек дала мне качественный багаж знаний, с которым я могу уверенно выбрать свой путь. В век высоких технологий, когда идет автоматизация производства и идет внедрение новых технологий, отчётливо осознание того, что без хорошого образования никуда. В развитых странах, можно со сто процентной уверенностью говорить о получении высокообразованнным человеком высокооплачиваемой работы. Образование, кроме прочего, влияет на мировоззрение и на культуру человека, то есть такой человек будет более культурным, он будет видеть мир в других красках, потому что такой человек знает и понимает суть и природу многих событий и явлений, нежели необразованнный человек.

Из всего сказанного выше, мы можем выделить основные пункты того, что даёт человеку образование. Во-первых, это знания и опыт накопленные человечеством за прошедшие столетия. Во-вторых, это критическое мышление и способность хорошо выражать свои мысли. В-третьих, это возможность получения хорошей работы.

Яндекс.Метрика